Интерес российского бизнеса к командировкам по стране за три года упал вдвое

Наиболее часто в первом квартале 2022 года отправлялись в командировки по России сотрудники добывающих, обрабатывающих компаний и энергетики: на них пришлось 37% от общего числа бронирований деловых путешественников. А вот крайне редко стали ездить в командировки представители компаний FMCG-сегмента (продажи товаров повседневного спроса): падение составило 77% по сравнению с 2019 годом (-4% к 2021 году). Фармацевтические и ретейл-компании в два раза сократили объем командировок по России (-10% и -18% к 2021 году).

Интерес российского бизнеса к командировкам по стране за три года упал вдвое
© Российская Газета

Чаще всего в командировки отправлялись в Москву, Санкт-Петербург, Иркутск, Красноярск, Екатеринбург

Чаще всего в командировки отправлялись в Москву, Санкт-Петербург, Иркутск, Красноярск и Екатеринбург. Кроме того, пользовались спросом у деловых путешественников в начале года такие города, как Казань, Новосибирск , Самара, Уфа и Владивосток. Управляющий директор компании "Аэроклуб" Юлия Липатова связывает снижение командировочной активности сначала с пандемией, а затем с обострением геополитической ситуации, уходом или приостановкой деятельности ряда зарубежных компаний, закрытием аэропортов на юге России и, соответственно, отменой рейсов.

Впрочем, любые проблемы не вечны. Но та же пандемия показала, что многие совещания совсем не нужны в очной форме. Общаться и решать вопросы можно и на расстоянии.

Может, и командировки - это уже пережиток прошлого? Директор Института социально-экономических исследований Финансового университета Алексей Зубец считает, что командировочная активность рано или поздно восстановится. "В первом квартале 2022 года спрос на деловые путешествия вырос на 14%, что отражает оживление экономики России. Вполне возможно, начало санкционной войны коллективного Запада против России также способствовало увеличению числа деловых путешествий, необходимых для переоформления документов и решения сложных вопросов. При этом более разумно было бы учитывать не только авиационный деловой туризм, но и тех людей, которые пересели на автомобили или воспользовались железной дорогой. Тогда общая картина была бы более корректной", - считает эксперт. По его мнению, без очных совещаний прожить можно, а вот без поездок бизнес не обойдется. Ведь во время командировок "вручную" отлаживаются многие бизнес-процессы, подписываются документы. Проще и надежнее это делать офлайн.