О чём писала «Нижегородская правда» в 20‑е годы прошлого века

В честь юбилея «Нижегородской правды» стартовало путешествие во времени по страницам подшивок нашего бесценного архива. В одном из последних номеров мы начали говорить о событиях 1920‑х годов, сегодня – окончание материала об этом десятилетии. А впереди – ещё очень много интересного! Объявили большие стройки В Нижнем закладывают посёлки для рабочих – Володарского, Ленинский городок, Калинина, имени Рыкова. О начавшихся больших стройках жилья и других объектов много пишет «Нижегородская коммуна». 4 июня 1927 года газета рассказала о строительстве хлебозавода в Гордеевке, а уже 8‑го – о решении открыть стадион на 5000 зрителей за садом 1 Мая. Сообщалось, что «постройку стадиона предположено закончить в 1928 году». Вскоре читатели узнали, что 14 августа между городком имени Ленина и садом 1 Мая «будет произведена закладка Дворца труда» со зрительным залом на 1500 человек, библиотекой, гимнастическим залом, комнатами для кружков. В честь 10‑й годовщины революции заложили Дворец труда в Сормове, который «явится новым рычагом культурного подъёма». Тогда же газета сообщила о решении строить постоянный мост через Оку: «На мощных каменных устоях перекинется он через реку и прочно соединит город с заречной его частью». Одним из важнейших объектов для всей губернии стал Электрострой. А вот, к 10‑летию революции, ещё вести из Балахны: «В полутора верстах за тихим селом Кубинцевом выстроились аккуратными рядами новые, оригинального стиля рабочие домики», а «на обрывистом, теперь неузнаваемом берегу, выложенном плитками бутового камня, вся в лесах, высится громадная, ажурная из камня и железа постройка. Строится одна из самых крупных в СССР целлюлозно-бумажная фабрика». Также на берегу Волги «опять громадная стройка. Строится картонная фабрика Нижгубсовнархоза». Пошли автобусы Трамваи в Нижнем начали ходить ещё задолго до революции, а в 1927‑м появился новый транспорт. «4 августа из Москвы прибудут первые два автобуса (из четырёх заказанных заводу АМО) системы «Рено», 23‑местные, – сообщила газета в конце июля. – Все автобусы будут использованы для регулярного сообщения город – Мыза – ярмарка. Два другие автобуса будут получены в середине августа». Были открыты постоянные маршруты от площади Советской (сейчас площадь Минина и Пожарского): № 1 кольцевой – проехав через улицы Свердлова, Краснофлотскую, автобус возвращался на центральную площадь, № 2 – в Молитовку, № 3 – в Сормово. Позднее открылась линия до Мызы. К слову, автобусное движение поначалу не получило большого развития. Так, к 1939 году в городе работали три вокзала местного железнодорожного сообщения, был очень развит пригородный водный транспорт – действовали пять дебаркадеров, было 12 трамвайных маршрутов, а вот автобусы ходили только по трём. Зато сейчас – что бы мы делали без автобусов? История, говорят, развивается по спирали. И это точно. В 1922 году «Нижегородская коммуна» даёт сводки по холере: такого-то числа заболевших столько-то, поступило в больницы, выздоровело… Ничего не напоминает? Через 100 лет то же будет по коронавирусу. А в ноябре 1927‑го газета критикует магазины: «сахар продаётся по голодной норме», «среди населения распространяются всевозможные слухи»! И успокаивает читателей: «перебои с сахаром носят временный характер», в пути «уже 47 вагонов сахарного песку и 5 вагонов рафинада». Знакомо, правда? Бывает же такое! Создали Большой Нижний Нижний Новгород (кстати, тогда название писали через дефис), Сормово и Канавино имели статус отдельных городов, но в 1928 году произошло событие, которое «Нижегородская коммуна» оценила как имеющее «громадное хозяйственное и историческое значение». «Президиум ВЦИК, – сообщила газета 12 января, – постановил города Нижний-Новгород, Сормово и Канавино объединить в один город с присвоением ему названия «Нижний-Новгород». В черту объединённого города включить селения Александровка, Дубёнки, Карповка, с выселками, территорию завода «Двигатель Революции», Горнушкино, территорию вновь строящихся горячих цехов Сормовского завода, территорию Нижегородской ярмарки и завод «Красное Сормово». После объединения город стали называть большим Нижним. Газета писала о плюсах: «Население этих трёх городов уже доходит до 250 тысяч человек»! Сейчас цифра вызывает улыбку, а тогда это было много. И прирост шёл постоянно, мол, через 20 лет население дойдёт до 400 – 500 тысяч. Газета объясняла, что «строить предприятия, больницы, школы, клубы, бани» теперь надо так, чтобы Нижний «развивался как один город», причём «с достаточным количеством и размерами садов, парков». «Необходимо сейчас же, – призывала газета, – подумать о разработке мероприятий и изыскании средств для того, чтобы в ближайшие десятилетия большой Нижний превратился в образцовый пролетарский город нового советского образования и характера». Автозаводу – быть В 1929 году решалось, где будет «место сборки автомашин из привозных заграничных частей» – в Нижнем или подмосковном Люблине. 4 июля 1929 года «Нижегородская коммуна» вышла с заголовком: «Настаиваем на сборке 12 000 автомашин в Нижнем-Новгороде», а на следующий день – «Пролетарии Канавина требуют отмены решения ВСНХ об организации сборки в Люблинских мастерских». Предлагалось «организовать сборку на заводе «Гудок Октября» в Канавине», чтобы «подготовить ядро квалифицированных рабочих для будущего Нижегородского автозавода». Решение о строительстве автогиганта близ Нижнего Новгорода было принято несколькими месяцами ранее. Выбирали место. Газета сообщила, что «участок в районе Гнилиц признан неудобным», за Мызой – слишком затратным в плане земляных работ. Начали исследовать территорию в районе Федякова. Тогда, в июле 1929‑го, до торжества закладки первого камня в фундамент автозавода оставалось меньше года. Как известно, выбрали в итоге место у деревни Монастырка.

О чём писала «Нижегородская правда» в 20‑е годы прошлого века
© Нижегородская правда