Все дальше от Земли: как человечество движется в сторону космического туризма

Человечество давно задумывается об освоении космоса, а идеи космических путешествий будоражили умы еще до того, как был запущен первый космический корабль. Сегодня же космический туризм не кажется чем-то невозможным, разве что ужасно дорогим. Рассказываем, как летали в космос первые туристы и что готовят компании для будущего этой индустрии.

.marker { background: #FFE3E0; background: linear-gradient(180deg,rgba(255,255,255,0) 45%, #FFE3E0 55%); } .disclamer { display: block; background-color:#f3f9f9; font-family:sans-serif; font-size: smaller; text-align: left; padding: 10px; }

Как начинался космический туризм

Официальной датой начала космического туризма считается не такой далекий 2001 год, когда американский инженер и предприниматель Деннис Тито купил путевку на МКС за 20 миллионов долларов. По возвращении его назвали первым космическим туристом, но он был далеко не первым непрофессиональным астронавтом, оказавшимся в космосе.

Космические полеты совершались Не-астронавтами и раньше, с коммерческими или просветительскими целями. Во второй половине прошлого века космическая программа США включала в себя должность специалиста по полезной нагрузке — это были люди, которые занимались обслуживанием и контролем оборудования, ради работы которого и происходил запуск космического корабля. Часто эти специалисты не получали полноценной тренировки и обучения, которые проходили астронавты, а в некоторых миссиях они даже не числились как астронавты и не были трудоустроены в NASA, они пребывали в статусе сотрудников компаний, ответственных за полезную нагрузку. В 1983 году Ульф Мербольд из ЕSА и Байрон Лихтенберг из Массачусетского технологического института (инженер и летчик-истребитель ВВС) были первыми специалистами по полезной нагрузке, совершившими полет на космическом шаттле в рамках миссии STS-9.

В конце 70-х и в начале 80-х компании даже попытались оформить космический туризм в виде бизнес-плана. Так компания Rockwell International изучила съемную кабину стоимостью 200–300 миллионов долларов, которая могла бы поместиться в грузовой отсек шаттла. Кабина могла выводить на орбиту до 74 пассажиров на срок до трех суток. В 1983 году компания Space Habitation Design Associates предложила разместить каюту на 72 пассажира. Пассажиры располагались в шести секциях, каждая с окнами и собственной погрузочной рампой, и с сиденьями разной конфигурации для взлета и посадки. Другое предложение было основано на жилых модулях Spacelab, которые обеспечивали 32 места в отсеке полезной нагрузки в дополнение к местам в кабине.

Полноценный бизнес-план был представлен в презентации 1985 года для Национального космического общества. Группа ученых не только объяснила механизм пассажирских полетов, но и распределила финансовую нагрузку: первые путевки должны были стоить 1–1,5 миллиона долларов, а уже через 15 лет стоимость одной путевки составляла бы 25 тысяч долларов, к тому же авторы проекта предполагали государственные субсидии для космических туристов. В презентации также прогнозировались полеты на лунную орбиту в течение 30 лет и посещения лунной поверхности в течение 50 лет.

Годом позже вышел еще один увлекательный документ — аналогичная программа, разработанная в Бристоле, в Императорском Научно-Технологическом Колледже. Авторы заинтересовались коммерческой моделью и на основе опросов создали несколько концепций, которые позволяли бы сделать космический туризм доступным и привлекательным для различных категорий населения. Там также присутствовал финансовый план, нацеленный на снижение стоимости космических путевок. В этом документе авторы разрабатывали идеи для развлечения космических туристов, среди которых было:

обозревание Земли (и других планет) с орбиты;cпорт в условиях низкой гравитации (предполагалось строительство специальных спортивных залов);плавание в условиях низкой гравитации, а также плавание в условиях искусственной гравитации;посещение космических садов (предполагались оранжереи с выращенными там видами растений, которые могут адаптироваться к невесомости);посещение 3D-парков развлечений (тогда еще о VR только задумывались).

В 1986 году авторы амбициозно заявляли, что первые космические туристы отправятся на орбиту по путевкам стоимостью 5 миллионов долларов, а уже через несколько лет, когда космический туризм приобретет массовый формат, стоимость билета будет всего 2000$.

Сейчас мы знаем, что первый космический турист заплатил за свой полет 20 миллионов долларов, и по космическим садам его не водили, равно как и в космический бассейн. Но в 1986-ом амбициозные планы и количество развлечений на борту, сопоставимое с оснащением Титаника, казались более чем выполнимыми. Поэтому государственные и коммерческие компании занялись воплощением этой концепции.

Первый блин комом

США в тот же амбициозный 1986 год решили отправить в космос первого полностью непрофессионального космического туриста, никак не связанного ни с бизнесом, ни с космосом, ни с государством. На помощь пришла запущенная еще в 1984 программа «Учителя в космосе». Эта программа как раз была создана как конкурс, победители которого могли отправиться в космос в статусе специалистов по полезной нагрузке.

В 1986 таким специалистом стала учительница из Бостона Шэрон Макклиф. Она и еще 6 членов экипажа должны были отправиться на орбиту спутников TDRS наблюдать комету Галлея и провести с орбиты урок для школьников. К сожалению, из-за неисправности уплотнительного кольца правого твердотопливного ускорителя при старте шаттл потерпел крушение через 73 секунды после запуска и рухнул в Атлантический океан.

Все 7 участников миссии погибли, это привело к сворачиванию программы шаттлов на 32 месяца, а также США приняли закон, который запрещал бы непрофессионалам отправляться в космос.

Из-за этого космический туризм в Америке взял паузу, и этим воспользовался главный конкурент США в космической гонке — Советский Союз.

Заря космического туризма

Советский Союз в 1990 и 1991, на своем последнем вздохе, отправил в космос, на орбитальную станцию «Мир», двух коммерческих космонавтов — журналиста компании Тоехиро Акияма (Япония) TBS и химика, участницу Project Juno Хелен Шарман (Великобритания). Акияма провел с орбиты прямой эфир, но самое главное — в результате этих полетов было заключено соглашение между MirCorp, владевшей станцией «Мир», и Space Adventures Ltd о дальнейшей организации космических коммерческих полетов.

Так, наконец, случился 2001 год, и Деннис Тито, американский бизнесмен итальянского происхождения, стал первым официальным космическим туристом. Чтобы получить доход для обслуживания стареющей космической станции, MirCorp решила продать поездку на «Мир», и Тито стал ее первым платным пассажиром. Однако, прежде чем Тито смог совершить свой полет, было принято решение вывести «Мир» с орбиты, и — после вмешательства Space Adventures Ltd. — миссия была переведена на МКС. Тито, заплативший за полет на российском космическом корабле «Союз ТМ-32» 20 миллионов долларов, провел на борту МКС семь дней и считается первым в мире космическим туристом. Однако, учитывая тяжелую подготовку, необходимую для его миссии, Тито возражал против использования слова «турист», и после его полета термин «участник космического полета» чаще использовался для отличия коммерческих космических путешественников от профессиональных астронавтов.

Действительно, космический туризм очень отличался от того, как его описывали в 80-х, когда стоило только захотеть (а еще достать деньги) и можно было отправиться на космическое сафари с прогулками в невесомости, фитнесом и бассейном. После нескольких коммерческих запусков и, в том числе, катастрофы шаттла «Челленджер», участников полета стали готовить также, как профессиональных астронавтов. Они проходят тренировки в условиях, приближенных к невесомости, учатся быстро снимать и надевать скафандр, готовить еду в условиях невесомости, а также изучают порядок действий в аварийной ситуации.

Коммерческие полеты на МКС проходят до сих пор, за 20 лет было совершено 9 космических полетов, в течение этого времени стоимость такого космического тура выросла с 20 миллионов долларов до 45 миллионов. Визионеры 1986 и со стоимостью полетов немного не угадали, когда предполагали, что космический туризм будет дешеветь от года к году.

Актуальные статьи и подборки в вашем смартфоне. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте все материалы, которые выходят на нашем сайте.

Космический туризм и частные компании

В 2004 г. закон США о поправках к коммерческим космическим запускам (CSLAA) предоставил рекомендации по регулированию безопасности коммерческих пилотируемых космических полетов в Соединенных Штатах под эгидой Федерального управления гражданской авиации (FAA). В соответствии с CSLAA представители FAA будут присутствовать при каждом запуске, оценивать каждую посадку и работать вместе с операторами космического туризма; однако FAA не будет вводить какие-либо новые правила безопасности до 2023 года, если не произойдет серьезного инцидента. Руководящие принципы требуют, чтобы операторы космического туризма письменно информировали участников космического полета о рисках запуска и повторного входа в атмосферу, а также о показателях безопасности ракеты-носителя. CSLAA также требует, чтобы участники космического полета давали информированное согласие на участие в запуске и возвращении в атмосферу.

Больше всего шума в последние годы создавали частные компании, которые начали заново развивать концепцию космического туризма. В большой тройке находятся Джефф Безос со своим проектом Blue Origin, Ричард Бренсон с проектом Virgin Galactic и Илон Маск со SpaceX.

Несмотря на опасения по поводу безопасности и аварию во время испытательного полета в 2014 году, стоившую жизни второму пилоту Майклу Олсбери, Virgin Galactic британского предпринимателя Ричарда Брэнсона продала сотни мест (по 300 000 долларов за каждое) для своих суборбитальных космических туристических полетов. Участников космического полета Virgin Galactic доставляет в космос SpaceShipTwo, получивший название VSS Unity, который запускается с постоянного космодрома недалеко от Апхэма, штат Нью-Мексико. Unity совершила свой первый полет с полным экипажем 11 июля 2021 года с пилотами Дэвидом Маккеем и Майклом Масуччи и четырьмя пассажирами, Брэнсоном и сотрудниками Virgin Galactic Сиришей Бандла, Бет Мозес и Колином Беннеттом.

В Техасе Blue Origin, частная аэрокосмическая компания, созданная основателем Amazon.com Джеффом Безосом, разработала свой космический корабль New Shepard (названный в честь американского астронавта Алана Шепарда). New Shepard с фюзеляжем в форме пули взлетает и приземляется вертикально, в отличие от базового корабля SpaceShipTwo. New Shepard совершил свой первый полет 20 июля 2021 года с экипажем Безоса. В составе команды были его брат Марк, американский пилот Уолли Фанк, самый старый на тот момент человек в космосе в возрасте 82 лет, и голландский студент Оливер Даемен, самый молодой человек в космосе в возрасте 18 лет. Второй полет New Shepard 13 октября 2021 года привлек большое внимание тем, что в составе экипажа был актер Уильям Шатнер, в возрасте 90 лет, самый старый человек в космосе.

Команда SpaceX поставила себе одну из самых высоких и далеких целей. Американская космическая корпорация SpaceX разрешила зафрахтовать свой космический корабль Crew Dragon для орбитальных полетов. Первая такая миссия, Inspiration4, доставила четырех частных лиц — американцев Джареда Исаакмана, Сиан Проктор, Хейли Арсено и Криса Семброски — на околоземную орбиту на три дня в сентябре 2021 года. Еще одна миссия была зафрахтована американской космической компанией Axiom Space и будет доставлять на МКС одного космонавта и трех туристов.