В приморской столице вновь задумались о статусе города

Для жителей РФ приморская столица - один из самых дальних городов страны на Востоке. Для жителей АТР - ближайший европейский.

В приморской столице вновь задумались о статусе города
© Российская Газета

- Надо смотреть на Владивосток не с запада России, а из Азии. Для населения АТР в России существуют три города: Москва, Санкт-Петербург и Владивосток. Где до пандемии было больше всего туристов из КНР? В этих трех городах. Сейчас могу согласиться с Владивостоком как научно-образовательным, культурным, туристическим центром, отчасти экономическим (если речь вести о высоких технологиях), даже транспортным хабом. Но не будем строить иллюзий. При нынешнем развитии коммуникаций бизнесменам из Азии куда интересней приехать в Москву, нежели во Владивосток. Пространственное развитие города не соответствует столичному статусу, - считает заведующий Центром глобальных и региональных исследований Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН Виктор Ларин.

Перенос столицы Дальнего Востока из Хабаровска во Владивосток произошел в 2018 году. Но город, становящийся центром международного сотрудничества России со странами АТР (одно ежегодное проведение Восточного экономического форума чего стоит!), далек от образцового. Архитектура пространства упомянута не зря. Владивостокцы давно недовольны некомфортностью краевого центра, неудобством передвижения по нему - что на авто, что пешком, жилой застройкой "дом на доме", отсутствием парков и благоустроенных набережных.

- Я 30 лет водил иностранцев по городу и доказывал им, что он красивый. Они соглашались только к вечеру, когда я им хорошо наливал, - вспоминает член общественной палаты Приморского края Владимир Сапрыкин. - Сейчас я считаю, что надо выносить административный центр далеко в пригород.

Так сделали в Ниигате в начале 1990-х. Так поступили в Пусане. В Харбине все администрации расположились за рекой.

- Если исключить природные ресурсы в виде Амурского и Уссурийского заливов, то Владивосток выглядит как стихийно застраиваемый провинциальный город, - считает вице-президент РАН Валентин Сергиенко.

Он перечисляет особенности Владивостока: частый транспортный коллапс, устаревший генплан, отсутствие дома ученых, музея и конгресс-центра, соответствующих высокому уровню. А еще, по его мнению, сказывается неиспользуемый при обсуждении развития города интеллектуальный потенциал академической и вузовской науки. Все это мешает Владивостоку стать столицей ДФО не только формально, но и по содержанию.

Речь идет не о только что возникших проблемах, Владивосток "ищет себя" уже лет 20. В конце прошлого года специалисты администрации разработали очередной план: "Владивосток-2050: стратегия пространственного развития города". Как написано в сопровождающем пресс-релизе, "Владивосток должен стать городом, удобным для жизни и бизнеса. Такой вариант предусматривает широкую диверсификацию экономики".

При этом предлагается обратить особое внимание на креативные индустрии, отрасли, связанные с Мировым океаном и биотехнологиями, обязательно - на туризм и культуру. Правда, как заметил ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН Юрий Авдеев, планов у Владивостока уже было не меньше, чем стратегий развития Дальнего Востока, появлявшихся с начала 1990-х и не выполненных до сих пор.

Давно говорят о создании Владивостокской агломерации, которая могла бы объединить территории вплоть до города Большой Камень. При этом время на дорогу от одного конца агломерации до другого будет занимать всего два часа. Такая структура уже формируется с учетом того, что приморской столице, окруженной с трех сторон морем, можно развиваться только в одну сторону - на север.

Горожане недовольны некомфортностью Владивостока, неудобством передвижения по нему, застройкой «дом на доме», отсутствием парков и благоустроенных набережных

- Нужно включать и ТОР "Надеждинская" в эту агломерацию. Требуется предусмотреть трансформацию в нее и тех дачных районов, в которых люди начинают жить на постоянной основе. Если провести там коммуникации и дороги, то произойдет их превращение в жилые районы, - считает академик Петр Бакланов, научный руководитель Тихоокеанского института географии ДВО РАН.

Но, чтобы так разрастись, город должен стать настоящей столицей, будь то экономической или финансовой, настоящим центром международного сотрудничества.

- В 2004 году городской бюджет равнялся 16 миллиардам рублей. Почти 20 лет прошло, размер казны не изменился. На такие деньги столицу не построить, - говорит бывший вице-мэр Владивостока Иван Аброськин.

Агломерация могла бы претендовать на статус городского округа федерального значения. Впервые предложение об этом появилось в 2018 году. Высказал его экс-мэр Виталий Веркеенко, но получил ответ от вице-премьера - полпреда президента РФ в ДФО Юрия Трутнева: "Несколько преждевременно". Два года назад идею повторил депутат городской думы Василий Васильев, но она вновь не была воспринята серьезно. Как разъясняют эксперты, такой поворот повлек бы за собой принципиально иные межбюджетные отношения, что сделало бы остальное Приморье гораздо беднее.

Есть, кстати, еще одна точка зрения на "город нашенский".

- Позиционирование Владивостока нужно пересматривать. По многим причинам, географическим, историческим, инфраструктурным, Хабаровск - вот настоящая столица ДФО. А Владивосток является восточной столицей России. Именно так - и никак иначе, - утверждает Юрий Авдеев.

Внутреннюю политическую и стратегическую функцию Дальнего Востока, по его мнению, должен обеспечивать Хабаровск, а внешнюю - взаимосвязь и взаимодействие со странами Азии - Владивосток. И смешивать эти функции по принципу "два в одном" категорически нельзя, уверен ученый.