Возобновление Россией авиасообщения с 52 странами не сильно повлияет на обеспечение грузоперевозок воздушным транспортом
Авиаотрасль наиболее пострадала от санкций, констатирует заместитель директора ООО «Гоутранс» Эльмира Шагиахметова. «Небо практически полностью закрыто сейчас для наших самолетов за рубеж. В Россию же летают национальные перевозчики лишь из некоторых стран», – поясняет она.
В частности, важную миссию сейчас выполняет Uzbekistan Airways. Эта компания является, пожалуй, единственной, кто осуществляет доставку грузов из США. В грузоперевозках еще заняты китайские Air China, China Southern Airlines, а также Etihad Airways и Emirates из ОАЭ. Крупные лайнеры, которые могут брать на борт грузы, имеют иранская Mahan Air и начавшая недавно полеты в Россию из Индии Air India.
У российских перевозчиков мало грузового флота, который не подпадает под санкции за границей. В частности, у авиакомпании «Волга-Днепр» есть в наличии четыре самолета Ил-76 и семь Ан-124, уточнила Э. Шагиахметова, но закрыть все потребности они не смогут.
О проблемах воздушного транспорта свидетельствует гендиректор STS logistics Кирилл Власов. «Самая крупная компания AirBridgeCargo и 3 ее дочки весь март практически простояли, у них меньше 10% от базового объема перевозок было, – сообщил он. – В настоящее время воздушный транспорт – это самый большой челлендж из всей логистики».
Напомним, Россия собирается задействовать на международных пассажирских направлениях в первую очередь самолеты Superjet, тогда как Boeing и Airbus - на внутренних линиях во избежание их ареста за рубежом.
После 24 февраля европейские лизинговые компании (лессоры) уведомили российских эксплуатантов о возврате флота. На конец марта было известно о 78 арестованных за рубежом лайнеров, которые находились у перевозчиков в лизинге.
«Арестовывают и, как сегодня принято говорить, в дружественных странах. Например, в Армении. Потому что приходит от лизингодателя уведомление с просьбой задержать такой-то самолет. И этот аэропорт не может отказать, поскольку в противном случае с него могут взыскать сумму по иску лизинговой компании. Такова мировая практика», - рассказал источник в авиаотрасли.
Однако, добавил он, и с SSJ может произойти подобное, если будет решение международного арбитражного суда о взыскании с России средств в пользу лессора в случае невозврата иностранного судна. Сами перевозчики в ответе на требования лессоров могут сослаться на распоряжение российских властей о запрете возвращать взятые в лизинг лайнеры.
«Проблемы с самолетами самые значительные. Они связаны с проблемами лизинга, страховок, с отзывом летных сертификатов. И как решится эта проблема пока непонятно», - в свою очередь говорит Э. Шагиахметова.