Зачем Южном Уралу нужен ребрендинг в период санкций

Сугубо промышленный регион? Михаил Андреевич, вы давно в экологической повестке Челябинской области. Сначала как экоактивист, соучредитель организации «АнтиСМОГ», теперь еще и как председатель комитета по экологии челябинского заксобрания. Думаете, ребрендинг региона с такой промышленной историей возможен? — Край имеет богатейшую историю трудовых промышленных традиций, возникших еще в Аркаиме пять тысяч лет назад. У нас есть два вектора развития. Один – это развитие промышленности. Промышленность Челябинской области, как известно, давно начала формироваться. С другой стороны – тот самый природный потенциал, который существует тоже давно, но был слабо задействован в туризме. Точнее, дикий туризм у нас всегда был очень сильно развит. Сейчас же губернатор и правительство области намерены развивать туризм Южного Урала системно, как отрасль экономики. Как совместить промышленность, которая изымает полезные ископаемые из недр, при этом оставляя негативный экологический след, а иногда и ущерб, с развитием туризма? Есть, конечно, вариант – как было в Карабаше – по лунному пейзажу люди тоже путешествуют и потом показывают фотографии о том, что они были на Луне. Но это было исключение из правил, сегодня Карабаш становится туристически привлекательным, причем как с «промышленной», так и природной стороны. Считаю, что конфликт этих двух полюсов мнимый и на самом деле преодолимый. Мы должны и можем позволить себе и промышленный рост, и чистоту, и гостеприимство. Продолжив решать экологические задачи, мы очень поддержим туризм, который будет развиваться гораздо эффективнее и быстрее. Мы можем показать достойный пример, в основе которого лежит не количество денег, а сознание и ответственное отношение. Если я наследил, то мне это и убирать. Если надо за это платить – я буду за это платить. Я взрослый человек, я люблю свою Родину, я ее не оставлю в загаженном состоянии. Я не хочу переезжать в Казань, Екатеринбург или Москву. Где родился, там и пригодился. Поэтому, считаю, смена имиджа и ребрендинг не только возможны, но и необходимы. Новый образ Южного Урала Вы думаете, что челябинцы: предприятия, бизнес и просто жители региона – готовы к этому? — У нас общество, по сравнению с другими регионами, не менее зрелое, а возможно даже более. Мы все-таки по многим причинам, в том числе из-за экологических проблем, а на Южном Урале представлен их значительный спектр, вынуждены быть активными и осознанными. Официальные власти и бизнес стали многое делать для улучшения ситуации. Мы в этот период санкций не зависим от экостандартов, навязанных Западом. Можем создавать свои эко и другие стандарты. Считаю, что в этом для нас: для России и даже для мира, наверное, в целом – некий выход. Когда уже настолько тяжело, терять нечего: как говорил Мао Цзэдун: «чем хуже – тем лучше». Пора оттолкнуться ото дна. Для нашей области это прекрасная возможность для ускоренного развития туристического направления. Что для этого нужно делать? — Важно участие трех сторон: всестороннее обсуждение между властью, бизнесом и обществом. Если одной из них нет – результата не будет. Я считаю принципиально важно, чтобы мы были, если не столицей, то по крайней мере одним из передовых регионов по решению экологических проблем. Нам и технологии нужны, и результаты, и политическая воля, чтобы стать чистыми. Быть примером очищения, быть способными к этой трансформации. Туризм совместим с промышленностью, и в нашем случае тоже. Сейчас опять всплыла тема «валить отсюда». Еще и в контексте с Украиной эта история. Это инфантильное отношение, бегство от проблем, решение которых зависит от нас. Так, возможно, ничего не поменяется, если ждать, что придут какие-то уполномоченные и сделают все за нас. Тут нужно быть не просто жителем региона, а стать гражданином и соучаствовать, как можешь. Гражданин и туризм И гражданская позиция поможет сделать туризм новым брендом региона? — В период пандемии возник большой неподдельный интерес к внутренним маршрутам. Думаю, что регион достиг уровня понимания своих проблем – можно честно принимать решения. Челяба – это не яма, как многие думают. Челябинск произошел от «челяби» – мудрый, благодатный, просветленный и божий. Божественное место, а прилипло «яма». Вот мы и оказались в яме. Привыкли там оказываться. Пора уже заметить полную половину стакана. Принять место, в котором мы живем таким, какое оно есть – прекрасным. И сообща заботиться о нем. Поэтому гостеприимство и желание показать лучшие места, гордость за наш край можно считать неотъемлемой частью гражданской позиции. Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева

Зачем Южном Уралу нужен ребрендинг в период санкций
© РИА "ФедералПресс"