Потери туроператоров оцениваются в 65 миллиардов рублей

Ростуризм собирает с туроператоров информацию о потерях, связанных с вывозом туристов из зарубежных стран. В отличие от пандемии эвакуация обошлась в разы дороже, поэтому представители бизнеса надеются, что правительство учтет это при определении мер поддержки.

Потери туроператоров оцениваются в 65 миллиардов рублей
© TourDom

Как рассказали TourDom.ru источники в туроператорских компаниях, Федеральное агентство интересуют суммы, которые им пришлось потратить на организацию чартерных рейсов с целью вывоза туристов после начала спецоперации на Украине, а также покупку дополнительных билетов у регулярных авиакомпаний. Кроме того, впервые запрашивается информация о расходах на продление проживания туристов в отелях, так как многих туроператоры не смогли оперативно вывезти из-за риска арестов самолетов в зарубежных аэропортах.

0324_65 млрд_2.jpg

Цифры нужны для определения размера компенсации со стороны правительства, которая, как сказала Зарина Догузова 23 марта, обязательно последует. С одной стороны, уверенность главы Ростуризма внушает определенный оптимизм участникам рынка. С другой – они понимают, что этот вопрос не может решиться быстро, так как правительство вынуждено помогать всем, и туротрасль не в приоритете. Кроме того, опыт пандемии показал, что получить деньги от государства непросто. Тогда о выделении туроператорам 3,5 млрд руб. кабмин объявил в начале апреля. Отправить заявки они смогли только в июне, потратив эти месяцы на сбор подтверждающих документов. К осени стало ясно, что до половины вывозных рейсов не подпали под критерии, установленные в постановлении, и туроператоры получили отказы.

Сейчас ситуация гораздо хуже. В пандемию участники рынка свободно распоряжались самолетами и в течение 2 недель (с 19 марта по 1 апреля 2020 года. – Ред.) вернули в страну порядка 160 тыс. клиентов. Это позволило Ростуризму оперативно доложить в правительство и обосновать необходимость выделения денег.

В этот раз доступны только примерные цифры потерь, так как вывоз туристов затянулся и продолжается до сих пор. Причина в том, что рекомендация остановить отправку туристов за рубеж на лизинговых самолетах была объявлена лишь вечером 5 марта. При этом завершить вывоз предлагалось 8-го числа. Таким образом, у туроператоров было всего двое суток, чтобы задействовать самолеты российских авиакомпаний без ограничений. После 8 марта выполнялись лишь отдельные рейсы, которые вскоре пришлось прекратить, а вместо этого обращаться к иностранным перевозчикам или в срочном порядке задействовать суперджеты.

Вместе с девальвацией рубля и подорожанием билетов всё это в разы повысило стоимость эвакуации. «Возвращение одного туриста в Россию обходится минимум в 35–50 тыс. руб. Это если повезет. А в среднем – от 80 до 250 тыс. за каждого», – пояснил TourDom.ru эксперт, знакомый с ситуацией. Если умножить на 75 тыс. туристов, которых, по словам Зарины Догузовой, туроператоры вернули в страну к 16 марта, получаются колоссальные суммы: около 2,6–3,7 млрд руб., если считать по нижней границе, и 6–18,7 – по верхней.

К этим цифрам нужно добавить потери, связанные с отменой оплаченных, но не состоявшихся туров. По данным из источников, опубликованных в телеграм-канале «Крыша ТурДома», по состоянию на первую декаду марта общий объем неисполненных обязательств туроператоров составляет минимум 65 млрд руб. Для сравнения: весенний простой в пандемию, согласно оценке Ростуризма, обошелся турбизнесу «всего» в 45 млрд руб.

Все эти цифры нужны для понимания того, что объявленная Зариной Догузовой поддержка туроператорам действительно необходима. Ресурсов для полного возврата средств у них нет. Возможности для предоставления альтернативного турпродукта теперь, по сути, ограничены Россией. В особенно уязвимом положении оказались крупные игроки, которые имеют аффилированные авиакомпании – они больше не могут использовать лизинговые самолеты за рубежом на главных направлениях, где организованный турбизнес традиционно зарабатывал основные деньги.

Туроператоры, по крайней мере часть из них, выражают признательность Ростуризму и лично Зарине Догузовой за помощь. «Они делают все, что могут», – отметила руководитель «Пегаса» Анна Подгорная и привела пример: Ростуризм помог освободить от отчислений в «Турпомощь» и дал отсрочку для получения фингарантий.

Однако в сложившейся ситуации со стороны правительства нужны радикальные меры. По данным источника TourDom.ru, менеджмент многих компаний «находится “на грани”, если нервы сдадут, просто уйдут, хлопнув дверью, – бизнес несет немыслимые потери». Чтобы удержать рынок от громких банкротств, Ростуризму необходимо уверить основных игроков, что реальная помощь придет. Туроператоры просят освободить их от НДС, как и отели, дать возможность отложить возврат денег за несостоявшиеся туры.

Иллюзий по последнему пункту собеседники TourDom.ru не питают. Ростуризм с декабря не может согласовать с правительством продление срока действия предыдущего постановления № 1073 по «ковидным» турам (по последним данным, оно внесено на рассмотрение уже в четвертый раз. – Ред.). Тяжбы уже идут, так как постановление утратило силу в конце 2021 года. Суды принимают решения не в пользу турбизнеса. Поэтому, если Зарина Догузова в ближайшее время все же дожмет решение вопроса, это придаст оптимизма туроператорам и веры, что Ростуризм поможет им и с компенсациями потерь по текущей эвакуационной кампании.