Хронология катастроф пассажирских самолетов Boeing 737

ТАСС-ДОСЬЕ. 21 марта на юге КНР потерпел крушение пассажирский самолет Boeing 737 авиакомпании China Eastern Airlines. На борту находились 132 человека - 123 пассажира и девять членов экипажа. Авиаперевозчик выразил "глубокую скорбь по погибшим пассажирам и членам экипажа разбившегося авиалайнера".

Согласно данным из открытых источников, за более чем 50 лет эксплуатации Boeing 737 в катастрофах было потеряно не менее 205 самолетов семейства, в результате чего погибли свыше 4 700 человек. Кроме того, авиалайнеры этого типа 115 раз захватывали преступники, в результате чего погибли 326 человек. За последние пять лет с Boeing 737 произошло девять авиационных происшествий, приведших к гибели людей (без учета ЧП 21 марта 2022 года).

17 апреля 2018 года у Boeing 737-3H4 (регистрационный номер N772SW) американской авиакомпании Southwest Airlines, следовавшего регулярным рейсом WN1380 из Нью-Йорка в Даллас, в полете разрушился один из двигателей. Обломком был разбит один из иллюминаторов, в который в результате возникшей декомпрессии салона затянуло одну из пассажирок. Другие пассажиры смогли удержать ее в салоне. После экстренной посадки самолета в Филадельфии пострадавшая женщина была госпитализирована, но от полученных ранений скончалась в больнице. Всего на борту воздушного судна находились 149 человек - пятеро членов экипажа и 144 пассажира. Семь человек получили легкие травмы.

18 мая 2018 года Boeing 737-201 мексиканской авиакомпании Global Air (регистрационный номер XA-UHZ), арендованный кубинским авиаперевозчиком Cubana de Aviacion для выполнения рейса по маршруту Гавана - Ольгин (Куба), потерпел крушение при взлете из международного аэропорта Гаваны имени Хосе Марти. На борту находились 113 человек - 107 пассажиров и шесть членов экипажа. На месте погибли 110 человек, три человека были госпитализированы, из них двое скончались от полученных ранений 21 и 25 мая 2018 года. Общее число жертв составило 112 человек. В катастрофе выжила одна пассажирка - 19-летняя Майлен Диас Алмагер. Расследовавшая ЧП комиссия назвала причиной катастрофы человеческий фактор - ошибки экипажа в расчетах нагрузки и равновесия, что привело к потере управления и крушению самолета.

28 сентября 2018 года Boeing 737-800 (регистрационный номер P2-PXE) авиакомпании Air Niugini (Папуа - Новая Гвинея) выполнял регулярный рейс с острова Понпеи (Микронезия) в Порт-Морсби (Папуа - Новая Гвинея). При совершении промежуточной посадки в аэропорту Чуук (Микронезия) авиалайнер из-за допущенных экипажем ошибок пилотирования выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы в океан. На борту находились 47 человек - 35 пассажиров и 12 членов экипажа. 46 человек удалось успешно эвакуировать, тело одного из пассажиров спасатели обнаружили 1 октября 2018 года. Самолет был списан из-за полученных повреждений.

29 октября 2018 года Boeing 737 Max 8 индонезийской авиакомпании Lion Air (регистрационный номер PK-LQP), выполнявший внутренний рейс JT610 из Джакарты в Панкалпинанг, упал в Яванское море через 13 минут после вылета. На борту находились 189 человек - восемь членов экипажа и 181 пассажир, все они погибли. Согласно данным расследования, к катастрофе привела активация автоматической вспомогательной системы MCAS (Maneuvering Characteristics Augmentation System, "система улучшения характеристик маневренности"). Она получала некорректные данные датчика угла атаки и пыталась выровнять нос лайнера, чтобы избежать его вхождения в штопор. Пилоты же перед падением самолета около 20 раз пытались осуществить обратный маневр, противодействуя командам автоматики.

10 марта 2019 года Boeing 737 MAX 8 (регистрационный номер ET-AVJ) эфиопской авиакомпании Ethiopian Airlines, выполнявший рейс ET 302 из Аддис-Абебы в Найроби (Кения), потерпел крушение спустя шесть минут после вылета. Жертвами авиакатастрофы стали 157 человек: 149 пассажиров и восемь членов экипажа. Погибли граждане 35 государств, в том числе трое россиян - Сергей Вяликов, Екатерина и Александр Поляковы. К катастрофе ривело включение системы MCAS, которая пыталась выровнять нос лайнера. С 13 марта 2019 года по 9 декабря 2020 года эксплуатация самолетов Boeing 737 Max была приостановлена во всем мире.

8 января 2020 года вскоре после взлета из международного аэропорта Тегерана потерпел крушение Boeing 737 (регистрационный номер UR-PSR) "Международных авиалиний Украины", следовавший рейсом 752 в Киев. На борту воздушного судна находились 176 человек - девять членов экипажа и 167 пассажиров (граждане Ирана, Канады, Украины, Швеции, Афганистана, ФРГ и Великобритания). Все они погибли. 11 января 2020 года Тегеран признал, что самолет был сбит иранскими военными "вследствие непреднамеренной человеческой ошибки". В декабре 2020 года власти Ирана согласились выплатить семье каждой жертвы инцидента по $150 тыс. в качестве компенсации. В январе 2022 года Украина, Великобритания, Канада и Швеция заявили, что Иран уклоняется от переговоров и отказывается выплачивать компенсации за сбитый самолет.

5 февраля 2020 года Boeing 737-800 (регистрационный номер TC-IZK) турецкой бюджетной авиакомпании Pegasus Airlines совершил жесткую посадку в стамбульском международном аэропорту им. Сабихи Гёкчен. Авиалайнер выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, загорелся и разрушился на три части. На борту находились 183 человека, включая шесть членов экипажа. Погибли три человека, 179 были госпитализированы. В качестве вероятной причины крушения в СМИ назывались сложные погодные условия (сильный попутный ветер).

7 августа 2020 года Boeing 737-800 (регистрационный номер VT-AXH) индийской авиакомпании Air India Express, следовавший из Дубая в город Кожикоде (штат Керала, Индия), потерпел крушение в аэропорту назначения. Из-за сложных погодных условий авиалайнер дважды заходил на посадку, приземлялся во время ливня в условиях сильного попутного ветра. Самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, его корпус разломился на две части. Всего на борту находились 190 человек (184 пассажира и шесть членов экипажа), жертвами катастрофы стали 20 человек, более 100 были госпитализированы. Рейс выполнялся в рамках программы по возвращению граждан Индии из-за рубежа в период пандемии коронавируса. Согласно опубликованному отчету о расследовании катастрофы, наиболее вероятной причиной ЧП стало игнорирование командиром воздушного судна стандартных процедур ухода на второй круг.

9 января 2021 года Boeing 737-500 (регистрационный номер PK-CLC) индонезийской авиакомпании Sriwijaya Air упал в Яванское море близ Джакарты, в районе острова Лаки. Самолет выполнял внутренний рейс из Джакарты в Пантианак (провинция Западный Калимантан). На борту находились 62 человека - 50 пассажиров и 12 членов экипажа. Все они погибли. По предварительным данным, к катастрофе могла привести неисправность автомата тяги.