Air Astana выходит на новые рынки взамен потерянного российского

Лидирующая группа авиакомпаний из Казахстана Air Astana (одноименный национальный перевозчик и его бюджетное подразделение FlyArystan), приостановившая полеты в Россию с 11 марта, надеется компенсировать потерю трафика увеличивая количество рейсов по другим направлениям и открывая новые рынки. Временное прекращение полетов вызвано аннулированием (из-за санкций) страхового покрытия для коммерческих рейсов в/из и над Российской Федерацией. «Российский рынок важен для нас, поскольку исторически на него приходилось около 9% [нашей] выручки и прибыльности», — отметил президент и гендиректор Air Astana Питер Фостер. Но найти решение по «страховой» проблеме в краткосрочной перспективе будет очень непросто, признают в компании. Air Astana выполняла рейсы в Москву и Санкт-Петербург из крупнейших городов Казахстана –Алматы и Нур-Султана, а лоукостер FlyArystan летал в ряд региональных центров России и Москву (Жуковский). В качестве альтернативы выпавшему трафику Air Astana увеличивает количество рейсов в Турцию, страны ЕС, Великобританию, Индию, на Кавказ и даже в Китай, который еще все еще существенно ограничивает полеты из-за пандемии коронавируса. Air Astana возобновила рейс Нур-Султан—Лондон (Хитроу) на «дальнобойном» узкофюзеляжном самолете Airbus A321LR. Однако из-за увеличившейся протяженности маршрута для облета российского воздушного пространства не хватает даже его технических возможностей – приходится выполнять промежуточную посадку в Актау. Используемый авиакомпанией южный маршрут добавляет примерно 90 минут полета. Соответственно растет расход на топливо, но авиакомпания хеджировала 40% потребности в керосине на 2022 г. После убыточного пандемийного 2020 года находящаяся под контролем государства группа Air Astana в 2021 году отчиталась о прибыли после налогообложения в размере 36,1 млн долл. Общая выручка авиакомпаний увеличилась на 92% до 756 млн долл., а объем перевозок достиг 6,6 млн пассажиров — самый высокий показатель в истории группы. Air Astana перевезла 3,5 млн пассажиров, а бюджетная дочка FlyArystan обслужила 3,1 млн пассажиров. Большая часть роста обеспечена лоукостером, который в настоящее время эксплуатирует 10 самолетов A320 и ожидает поставку еще семи в 2022 и 2023 годах. В значительной степени столь успешных показателей удалось добиться благодаря отложенному спросу и ограниченному предложению на рынке, а также популярности открытых в прошлом году новых маршрутов Life Style («образа жизни»). Термин Life Style в авиакомпании ввели для растущего количества путешественников, которые проводят длительный период времени, например всю зиму, в теплых странах, управляя бизнесом удаленно и даже выбирая удаленное обучение для своих детей. За последние 18 месяцев FlyArystan начала летать в Батуми и Кутаиси (Грузия), Коломбо (Шри-Ланка), Гоа (Индия), Хургада (Египет), Мальдивы, Черногория, Пхукет (Таиланд) и Самарканд (Узбекистан). Авиакомпания значительно увеличила количество рейсов в Дубай и на Турецкую Ривьеру и планирует начать полеты в Ираклион в Греции летом 2022 года. Потеря российского рынка стала уже вторым испытанием для лидера авиаперевозок страны. В начале 2022 года в стране был временно введен режим чрезвычайного положения из-за массовых беспорядков, и в период с 5 по 12 января группой было отменено 178 международных и 621 внутренний рейс. Что касается рейсов в Россию, то другой казахстанский перевозчик — SCAT пока продолжает выполнение полетов в РФ и даже запускает новые маршруты и увеличивает частоту на существующих. SCAT выполняет рейсы в Москву из Нур-Султана, Алматы, Актау и Чимкента, и осуществляет полеты в Грозный и Махачкалу из Актау.

Air Astana выходит на новые рынки взамен потерянного российского
© Aeroo.ru