Туризм без авиации – пересядут ли россияне на поезда и автобусы

Поезда, автобусы и личный транспорт смогут лишь частично удовлетворить растущий спрос на путешествия по стране в условиях дефицита авиаперевозки. Таким мнением с TourDom.ru поделились представители турбизнеса.

Туризм без авиации – пересядут ли россияне на поезда и автобусы
© TourDom

Россиянам пообещали запустить дополнительные вагоны на железнодорожных маршрутах в Анапу, Новороссийск и другие города, а также заморозить цены на билеты. Однако у специалистов есть сомнения, что РЖД справится с наплывом тех, кто вынужденно сменит самолеты на поезда.

«Думаю, при закрытых аэропортах основная масса туристов приедет на курорты на личном авто. Крым в 2021 году уже принял 60% турпотока на автомобилях, Анапа – около 35%. Это и дешевле, и интереснее. Часть пересядет на поезда, но это долго и недешево. К примеру, билет из Москвы в Анапу на 10 июня стоит 4150 руб. – плацкарт, 7400 – купе в одну сторону. Дорога займет 39 часов. Можно доехать и за 21 час, но цены еще выше, купе – 9300 руб.», – рассуждает генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин.

По мнению Алексана Мкртчяна, руководителя турагентской сети «Розовый слон» с головным офисом в Ростове-на-Дону, во-первых, необходимо в разы увеличить количество составов, а во-вторых, наладить логистику, чтобы максимально сократить время в пути. «Сейчас люди из Москвы до юга России добираются по железной дороге 26–28 часов. А из отдаленных регионов по нескольку дней. Это немыслимо и отпугивает многих путешественников. Надо пустить скоростные поезда. К примеру, один по маршруту Москва – Симферополь без остановок, второй – Москва – Ростов-на-Дону – Симферополь, третий – Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону – Краснодар – Симферополь. И дальше обычные пассажирские неторопливые поезда, которые будут останавливаться везде по пути следования», – призывает эксперт.

В этом случае придется серьезно перекраивать всю железнодорожную инфраструктуру. «Вспомните, с каким боем и проблемами запускали сапсаны. Там пришлось резать межрайонный и областной графики по-жесткому. И грузовые составы двигать. А это самое востребованное направление», – напоминает автор телеграм-канала «Иду Бегу Еду» Иван Герасименко. По его мнению, равнозначной альтернативы самолетам не найти. А в отсутствие авиаперевозки путешествия будут ограничены радиусом доступности транспорта в 1–2 суток в пути: «Можно взять города-миллионники и очертить окружности вокруг них и понять – куда возможно поехать отдохнуть».

Автобусные туры, по мнению экспертов, будут популярны, но только в рамках непродолжительных маршрутов по 10–12 часов. «Никто не поедет из Москвы в Хабаровск на автобусе. Даже из столицы в Крым с большим трудом найдутся желающие. Предельное расстояние должно быть не больше 1,5 тыс. км. Все остальное – нереально, ведь люди должны мыться, ходить в туалет и т. д.», – считает Алексан Мкртчян.

Зато в регионах, откуда и в досанкционные времена было ограниченное количество рейсов, перспектив больше, считает руководитель проекта по приему туристов в Грузии Georgia Тravel Салават Сатаев. «Из Саратова, где я живу, всегда с мая по октябрь каждую неделю ездили автобусы. Я думаю, сейчас автобусные туры будут еще более популярны, потому что это очень экономичный и демократичный вид отдыха. Самая дорогая путевка в прошлом году стоила около 14 тыс. руб. Человек за эти деньги мог купить 10-дневный тур в хорошую гостиницу со всеми удобствами в Геленджике вместе с дорогой и страховкой», – отмечает эксперт. Причем люди ехали на юг России, по его словам, из многих городов и по двое суток и даже по 72 часа. «Нужно отдать должное Росавтодору, дороги стали хорошие. Инфраструктура за последние годы тоже существенно подтянулась. По пути много заправок с кафе, туалетами. На мой взгляд, сейчас нужно дать карт-бланш предпринимателям, которые хотят заняться придорожным бизнесом. Выделить им на льготных условиях земли, субсидировать, как-то поощрять их», – предлагает эксперт.