Без лизинга и запчастей. Как пытается выживать российская авиация под влиянием небывалых санкций

<p> В четверг, 10 марта, в Москве открылась отраслевая выставка и конференция MRO Russia &amp; CIS, посвященная актуальным вопросам технического обслуживания и ремонта воздушных судов. В кулуарах мероприятия Валерий Кудинов, возглавляющий в Росавиации управление поддержания летной годности воздушных судов, прокомментировал непростую ситуацию, в которой оказались российские перевозчики, отрезанные санкциями от рынка воздушной техники и запасных частей (а также <a href="https://tass.ru/ekonomika/14020737">добавил</a>, что на стоимости билетов это сказаться не должно).</p><p> После того, как слова Кудинова появились в прессе, Росавиация поспешила заявить, что тот не имел полномочий говорить от лица ведомства. При этом официальная позиция в опровержении не указана.</p><h2>Запрет на лизинг </h2><p> Одно из слагаемых масштабного кризиса, перед лицом которого оказались российские авиаперевозчики, состоит в том, что значительная часть их воздушного флота – взятые в лизинг суда. Авиакомпании возят пассажиров на самолетах, которыми не владеют. При этом, как <a href="https://www.kommersant.ru/doc/5236969">писал</a> ранее «Коммерсантъ», санкции Европы против российской авиаотрасли беспрецедентны. Евросоюз запретил и новые поставки, и техническое обслуживание, и страхование лайнеров, а взятые в лизинг машины должны быть возвращены лизингодателям в течение марта.</p><p> По словам Кудинова, часть самолетов действительно придется вернуть. Впрочем, Росавиация опровергла это утверждение.</p><p> Как отмечал «Коммерсантъ» со ссылкой на агентство Cirium, доля взятых в лизинг самолетов у российских авиакомпаний – больше половины. Соотношение иностранных и отечественных бортов похожее – на зарубежные лайнеры приходится почти две трети воздушного флота.</p><p> «Лизинговые контракты включают положения, которые позволяют лизингодателю вернуть свой самолет в случае санкций или невозможности лизингополучателя поддерживать условия безопасной эксплуатации самолетов», – указывала газета, ссылаясь на пояснения к санкциям, полученные авиакомпаниями от лизингодателей.</p><h2>В поисках запчастей </h2><p> Кроме необходимости вернуть самолеты, перед российскими перевозчиками стоит вопрос обслуживания воздушного флота и закупки запчастей для лайнеров. Главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин еще 1 марта предупреждал, что обходные пути получения деталей есть (заказ через третьи страны), но в случае России могут не сработать.</p><p align="LEFT"> «Смысл в том, что это в принципе не очень масштабируемая история. То есть если бы это был вопрос 20-30 самолетов, 50, как в каком-нибудь Иране, это одно, а когда речь идет о нескольких сотнях самолетов, как минимум 500 с лишним просто в лизинге, а остальные еще нуждаются в запчастях [это другое]», – <a href="https://www.bfm.ru/news/494181">говорил</a> Шатилин в интервью BFM.ru.</p><p align="LEFT"> На конференции MRO Russia &amp; CIS Кудинов <a href="https://www.interfax.ru/russia/827333">утверждал</a>, что перевозчики сейчас ищут потенциальных поставщиков. «Мы дали поручение, чтобы сама авиакомпания определяла, где у нее есть возможности получить эти запчасти. Насколько я знаю, такая информация прошла, что обратились в Китай, например, и китайцы отказали», – заявил глава управления поддержания летной годности воздушных судов.</p><p align="LEFT"> <blockquote>«Будем искать через другие страны. Возможно, через наших партнеров – через турок, может быть, через Индию. Каждая компания будет сама договариваться – мы просто будем помогать эти запчасти легализовать», – добавил он.</blockquote></p><p align="LEFT"> Также в качестве возможного решения Кудинов назвал реэкспорт комплектующих. Независимые эксперты ранее упоминали и «каннибализм» – разборку некоторых самолетов на запчасти.</p><h2>Небывалые санкции </h2><p align="LEFT"> Утром 24 февраля Россия начала проведение специальной военной операции с целью «демилитаризации» и «денацификации» Украины, а также защиты Донецкой и Луганской Народных Республик. Страны Запада резко осудили боевые действия на украинской территории и <a href="https://rtvi.com/news/seychas-vsem-nado-gotovitsya-k-vyzhivaniyu-chem-grozyat-sanktsii-protiv-banka-rossii/" target="_blank">ввели</a> масштабные санкции, затронувшие и авиацию. С 26 февраля действуют запреты на поставки воздушных судов и запчастей к ним, а также на ремонт и страхование самолетов.</p><p align="LEFT"> Ограничения против российских перевозчиков стремительно привели к невиданному ранее кризису. Только за один день, 10 марта, от представителей авиаотрасли пришло сразу несколько неутешительных вестей:</p><p align="LEFT"></p><ul> <li> <p align="LEFT"> «Уральские авиалинии» <a href="https://www.interfax.ru/business/827312">подсчитали</a>, что без остановки флота и разборки самолетов на запчасти смогут продолжать полеты еще только два-три месяца. Компания надеется на возможности по поставкам запчастей и материалов в обход санкций. </p> </li> <li> <p align="LEFT"> Грузовая авиакомпания «Атран» — одна из крупнейших грузовых авиакомпаний России — остановила полеты из-за нехватки запчастей, <a href="https://www.rbc.ru/business/10/03/2022/622939cc9a79472208158910">передает</a> РБК. В компании также сообщили о сокращении численности персонала на 10%. Остальные 90% будут отправлены в отпуск.<br> </p> </li> <li> <p align="LEFT"> Московский аэропорт «Шереметьево» на фоне ситуации в авиаотрасли временно <a href="https://t.me/tass_agency/117944">закроет</a> терминал D с 15 марта. </p> </li></ul><h2 align="LEFT">Наш ответ Западу</h2><p align="LEFT"> В качестве ответной меры на западные санкции Минтранс России предложил продлить сертификаты летной годности иностранных гражданских судов на полгода вперед. Также министерство выдвинуло идею продлить на полгода действие документов экипажей (из-за санкций пилоты, к примеру, потеряли возможность проходить проверки на тренажерах Boeing-777 и Boeing-747, так как их нет в России).</p><p align="LEFT"> Кроме того, Минтранс <a href="https://rtvi.com/news/mintrans-rossii-predlozhil-prodlit-letnye-sertifikaty-zarubezhnykh-bortov-v-otvet-na-sanktsii/">предложил</a> допустить российских юрлиц и индивидуальных предпринимателей к «самостоятельной разработке схем ремонта поврежденных элементов конструкции воздушного судна», хотя по правилам починкой любых повреждений самолета должны заниматься сертифицированные производителем компании.</p><p align="LEFT"> Также в СМИ сообщалось, что рассматривается такая радикальная мера, как национализация самолетов, находящихся в лизинге у российских авиакомпаний. Еще один <a href="https://rtvi.com/stories/rossiya-riskuet-stat-provintsiey-kitaya-k-chemu-privedet-natsionalizatsiya-rossiyskogo-aviaparka/">обсуждаемый</a> вариант спасения воздушных перевозок хотя бы внутри страны – каботаж, то есть допуск иностранных авиакомпаний на внутрироссийские рейсы.</p><p align="LEFT"> По мнению президента Шереметьевского профсоюза летного состава Игоря Дельдюжова, имеющиеся в России иностранные самолеты смогут летать без техобслуживания в течение нескольких месяцев, а если прибегнуть к разборке на запчасти некоторых лайнеров, то срок эксплуатации можно увеличить до года.</p>

Без лизинга и запчастей. Как пытается выживать российская авиация под влиянием небывалых санкций
© RTVI