Таджикский «Снежный барс» Фарход Муминов: кто он

Молодой таджикский альпинист Фарход Муминов, который имеет в своем активе восхождения на «семитысячники» – пик Корженевской (7105 м) и пик Абуапи ибн Сино (7134 м) – давно стремится получить престижное звание «Снежный барс».

ДУШАНБЕ, февраль – SPORTS.tj. С Фарходом Муминовым нас познакомил опытный таджикский альпинист Шамсиддин Кахоров, который в 2013 году совершил восхождение на пик Абуали ибн Сино (бывший пик Ленина, 7134 м). В тот же год на вершину в составе международной экспедиции поднялся Фарход Муминов. После этого в его активе стали «семитысячники» пик Корженевской (7105 м) и пик Абуапи ибн Сино (7134 м).

Кроме того, он в составе международной группы многократно поднимался на Эльбрус (5642 м), а также совершал восхождения на самую высокую точку Африки – пик Килиманджаро (5895 м).

Поднимался на самую высокую вершину Европы Эльбрус как с южной стороны, так и водружал флаг Таджикистана на Эльбрус с его северной стороны. Отметим, что высота западной вершины Эльбруса составляет 5642 м, а восточной – 5621 м.

После восхождений таджикский альпинист работал гидом на Эльбрусе с группами иностранных альпинистов. И за время работы проводником он вместе с туристами поднимался на вершину, по его словам, много раз.

Ныне Фарход Муминов работает в Таджикистане. Он является начальником отдела пропаганды, информации и печати исполнительного комитета Народно-демократической партии Таджикистана в Леваканте.

Как рассказал нам сам Фарход Муминов, интерес к горам у него появился в детстве, когда он еще учился в школе в Курган-Тюбе.

– Часто ходили в горы с группой друзей собирать фисташки, знакомились с местной природой, горами, животными, – говорил альпинист. – Тогда мы не называли это альпинизмом, у нас не было нормального снаряжения. Когда перешел учиться в лицей, организовал вместе с другими учениками альпинистский клуб.

В свободное от учебы время собирались и отправлялись в горы по всему Таджикистану. После окончания лицея поступил на отделение туризма Таджикского госпедуниверситета. После первого курса я продолжил учебу в Адыгее (Россия). Специально выбрал этот регион – ближе к кавказским горам. Там сразу примкнул к местным альпинистам.

Затем завершил учебу в Адыгейском госуниверситете на факультете естествознания. Проходил учебу в Школе высшего альпинистского мастерства, – сказал альпинист.

В дальнейшем он продолжал свою карьеру в сфере естествознания, туризма и высотного альпинизма, работал над подготовкой к восхождению на самые высокие вершины мира.

– А моей заветной целью является престижное звание альпинистов – «Снежный барс», – отметил Муминов.

– Фарход, мы тебе уже давно заочно присудили это звание. Что сказать, конечно, заслужил. Ну а если серьезно, что в реальности для этого необходимо сделать?

– Для получения звания “Снежный барс” нужно совершить восхождения на пять самых высоких вершин стран бывших Советского Союза, высота которых достигает выше 7 тысяч метров. Это пики Исмоили Сомони – бывший пик Коммунизма (7495 м), Абуали ибн Сино – бывший пик Ленина (7134 м), Корженевской (7105 м) в Таджикистане, а также Хан-Тенгри (7010 м) и Победы (7439 м) в Кыргызстане.

Из этих пяти вершин мне удалось подняться на пики Корженевской и Абуапи ибн Сино. Для получения звание «Снежный барс» мне нужно сделать еще три шага – подняться на другие три вершины.

– В твоем активе, помимо двух «семитысячников», Эльбрус и Килиманджаро. Не каждому удается осуществить подобные восхождения. Когда ты понял, что способен на большее, чем это может себе позволить большинство людей?

– Это далеко не полный список вершин, на которые я совершил восхождения в своей карьере альпиниста. Дело в том, что у меня много вершин до 4 тыс. метров, но они малоизвестные. Вы, действительно, назвали самые яркие восхождения.

Альпинизм – это особый вид спорта, не каждый может заниматься им и не всем удается подняться на вершину. Некоторые не смогут пройти акклиматизацию, другим может не хватить «физики». Восприятие собственных возможностей меняется, когда ты участвуешь в экспедиции, поднимаешься все выше, и выше. И понимаешь, что ты способен на многое, что тебе вполне по силам преодолеть тот барьер, через который не могут пройти другие люди.

Первое время, когда я только приехал в Россию, я ходил в горы с туристами. Специалисты заметили, что моя выносливость позволяет совершать более серьезные восхождения. Да и по своим ощущениям я понял, что утомляюсь меньше остальных, появилась уверенность в успехе в высотном альпинизме. Так все и закрутилось, завертелось, стал участвовать в высотных экспедициях.

– Как обычно идет подготовка к восхождению?

– Летом на высоких вершинах мира бывает сильный снегопад, очень низкая температура воздуха, ветер… Надо быть готовым ко всему. Риск потерять жизнь – на каждом неправильно поставленном шаге. Мы должны быть готовы к плохим погодным условиям и постараться избежать опасности настолько, насколько это станет возможным. Я много и долго готовлюсь. Однажды во время подготовки выпало много снега, несмотря на все сложности, преодолели более 15 км. Местами приходилось переходить реки без особого снаряжения, при этом температура была около минус 20-25 градусов. К счастью, все прошло успешно, выдержали испытание.

Восхождение на самую высокую вершину стран бывшего Советского Союза – пик Исмоили Сомони – является приоритетной задачей в будущем. Также я хочу быть в экспедиции по восхождению на другие высокие вершины мира и водрузить на них флаг Таджикистана. Например, осуществить восхождение на высочайший пик мира – Эверест.

– В одном из интервью газете «Варзиш-Спорт» ты говорил, что мечтаешь также поехать в Южную Америку и назвать одну из вершин в честь Таджикистана.

– Действительно, в Южной Америке есть вершины, на которые еще не ступала нога человека. В моих планах на будущее взойти на одну из них и назвать ее в честь Таджикистана. Этой идеей я «загорелся» давно. Представьте, что в Южной Америке, где-то в Аргентине, будет вершина, названная в честь Таджикистана. Ранее мои друзья, альпинисты из Республики Адыгея, дали имя одной из безымянных вершин – Адыгея. Почему бы подобное не совершить и нам и не назвать одну из вершин в честь Таджикистана?

Кроме того, я давно мечтаю открыть школу альпинизма в Таджикистане. Считаю, что это вполне осуществимо. Хочу внести свой вклад в развитие туризма и повышение уровня альпинизма в стране. Но главная проблема – финансовая. Надеюсь, что рано или поздно меня поддержат, и я смогу работать на благо развития альпинизма Таджикистана.