Гостиничный сегмент: в зоне осторожного позитива
Все еще закрытые для обыкновенных туристов границы многих государств; необходимость наличия «зеленых» паспортов, без которых почти никуда не попасть и которые невозможно получить без зарубежного бустера; по-прежнему действующие в ряде стран ковидные ограничения; бьющий по кошельку российского туриста курс иностранных валют — это еще неполный список того, что сводит нынешний турпоток за рубеж к минимуму. Да и внутри страны факторов, играющих против туристической отрасли, немало: очередная волна эпидемии, все тот же рост цен и те же ковидные ограничения, в ряде регионов весьма серьезные, недостаточно развитая транспортная инфраструктура, постоянные жалобы на нехватку мест размещения, низкий уровень сервиса и слабую информационную поддержку отечественной туриндустрии.
Впрочем, есть и обстоятельства «за». В частности, постепенное снятие зарубежными странами ковидных ограничений и медленное, но все же продвижение нашего «Спутника V», который то там, то сям начинают признавать. А на внутреннем уровне — очередной этап программы кешбэка за туристические услуги, срок действия которого с 18 января по 12 апреля 2022 года; новая чартерная программа, в рамках которой с февраля самолеты полетят на Байкал, на Кольский полуостров и на Сахалин; утвержденные правительством меры поддержки туроператоров (не бог весть что, но все-таки); запуск в режиме бета-тестирования обновленного и существенно расширенного Национального туристического портала России; разнообразные меры стимулирования сельского, автомобильного, экскурсионного туризма; только что принятая концепция развития круизного туризма до 2024 года и так далее.
А еще (как это ни странно, может быть, прозвучит) в пользу туризма говорят умонастроения потенциальных путешественников. Недавно гостиничная группа Accor провела исследование* в пяти странах (Великобритании, Нидерландах, Германии, Польше и России). Так вот более 80% респондентов отметили, что планируют в 2022 году путешествовать. Причем потенциальные туристы намерены потратить на вояжи в среднем на 39% больше, чем в доковидном 2019-м, и совершить, опять же в среднем, четыре поездки за год.
Вот еще несколько данных, обнадеживающе звучащих для туристической отрасли. Как гласит исследование, 30% людей активно планируют поездки и бронируют отели на первое полугодие 2022 года, 50% — на второе, а почти каждый пятый (17%) уже «столбит» места на 2023 год.
«Пляжный отдых возглавил список желаний путешественников в 2022 году: 33% респондентов планируют отдых под солнцем. Сити-брейки, как ожидается, вернутся (26%) с восстановлением интереса к космополитичной культуре. Продолжается возрождение осознанных путешествий, усиленное «омикроном». Исследования, проведенные до появления этого штамма, показали, что каждый пятый (20%) стремится к отдыху за пределами страны, но недавний всплеск заболеваемости привел к усилению тяги к природе: отдохнуть на природе в 2022 году хотят 30% путешественников. «Омикрон» также удвоил желание людей исследовать собственную страну: в конце 2021 года только 14% путешественников планировали отдых на родине, а в начале 2022 года этот показатель увеличился до 28%. В целом 25% респондентов проведут отдых в своем городе в связи с распространением «омикрона», — говорится в исследовании Accor.
Какие выводы из всего сказанного сделают зарубежные отели, это их дело, а вот что наши? Готовятся ли российские отельеры к празднику под названием «Успех-2022»? Если готовятся, то насколько оправданны их ожидания?
По оценкам руководителя департамента гостиничного бизнеса компании JLL Яны Ухановой, в первом квартале 2022 года, который станет третьим годом внутреннего туризма, укрепится тенденция staycation — отказа от путешествий за границу в пользу поездок по стране, поскольку данные о заболеваемости говорят сами за себя. «По нашим предположениям, лето 2022 года во многом будет похоже на прошлое, но не станет повторением лета 2020-го, когда на фоне действовавших по всему миру ограничений спрос на внутренние туристические центры демонстрировал рекордные значения, в особенности в июле-августе. С середины 2021 года мы видим постепенное охлаждение спроса на гостиничное размещение (в частности, в Краснодарском крае) из-за введения QR-кодов и значительного роста цен», — это только первое из наблюдений, которыми делится эксперт.
Яна Уханова руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL «На протяжении пандемии мы наблюдаем значительный рост доходности на доступный номер (RevPAR) в большинстве крупных российских регионов, тогда как в Москве и Санкт-Петербурге значения отстают от прежних уровней. Так, наиболее выигравшим регионом из проанализированных нами и лидером по росту показателя является Сочи, далее идут Калининград и Краснодар. Например, в Калининграде загрузка по данным на конец августа прошлого года составляла 74% против 58% в январе-августе 2019 года. Если говорить о главном российском курорте Сочи, в 2020 году на рынке брендированных гостиниц там наблюдался рекордный рост средних тарифов: на 61% на побережье и на 42% в горах. В 2021 году увеличение цен продолжилось, но уже не такими темпами: на 11% и 31% соответственно, а абсолютный средний показатель достиг максимальных 13 тысяч рублей на море и свыше 9 тысяч в горах. На этом фоне загрузка брендированных прибрежных отелей в среднем по году выросла до 61%, а в горах упала до 58%. Из-за введения требования QR-кодов для заселения в гостиницу мы отмечаем снижение спроса на услуги отельного размещения в Сочи. По нашим оценкам, он уменьшился на 20-30%. При этом часть гостей либо выбирают другое направление отдыха, либо предпочитают останавливаться в частном секторе. Если говорить про перспективы этого лета, в базовом сценарии средняя загрузка в прибрежном кластере составит около 55-60% в высокий летний сезон. Но в случае смягчения требований к заселению загрузка может продемонстрировать и более существенные значения».
Как считает Яна Уханова, Турция и Египет отчасти оттянут спрос, но так или иначе многие предпочтут российские курорты и направления. «Свое слово скажут гибкость в отмене бронирования, возможность планирования, нахождение в зоне комфорта. Опять же, в сравнении с международными авиаперелетами внутренние более доступны по стоимости. Помимо этого, мы видим активное развитие автотуризма из-за нежелания находиться в замкнутом пространстве с большим количеством людей. Удаленный формат работы также позволяет совмещать работу с короткими поездками по стране», — поясняет эксперт.
Партнер, руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма компании Cushman & Wakefield Марина Смирнова очень осторожна в прогнозах: по ее словам, «предвидеть, что будет, не может никто, сама пандемия тому подтверждение. Прогнозы на 2022 год разнятся в зависимости от рынка и степени оптимизма игроков».
Марина Смирнова партнер, руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield «Оптимизм в отношении рынка внутреннего туризма есть. Предполагается, что наши соотечественники не развернутся массово в сторону зарубежья, но и наращивать объемы продаж на внутреннем рынке можно будет очень осторожно. 2021 год показал, что расчет только на богатых туристов, которые раньше ездили за границу, а теперь открывают для себя Россию, не всегда оправдан: богатые уже слетали и в Сочи, и в Крым, и на Алтай, им хочется чего-то нового. Но на большинстве направлений качество инфраструктуры не соответствует запросам премиального клиента. Не все также готовы покорять вулканы и сплавляться по рекам даже среди уникальных пейзажей: сейчас очень сложно продать картинку в качестве приглашения к путешествию. Что же касается прочих категорий, очевидно, что массовый турист очень чувствителен к цене продукта. Поэтому возможное замещение спроса со стороны иностранных туристов, которые не могут путешествовать по России, на спрос со стороны туристов внутренних уже произошло, и существенный рост в этом сегменте практически невозможен».
Но в целом, по ожиданиям, 2022 год будет во многом похож на 2021-й, и динамика спроса будет определяться в том числе затуханием или ростом уровня заболеваемости, думает Марина Смирнова: «К концу 2021 года Россия переместилась из «красной» зоны по уровню заболеваемости в «желтую», что позволяет путешествовать в Россию иностранным гостям без последующего отбытия двух недель в карантине у себя на родине. Сейчас срок карантина сократился до семи дней, а по некоторой информации, карантин и вовсе будет отменен (говорят, в частности, про Южную Корею)». Соответственно, сработает эффект отложенного спроса, что даст рост турпотока по этим направлениям (особенно на приграничных территориях, в частности Приморского края).
«Здесь интересно отметить, что туристы, купившие туры в Россию в 2019 году на 2020 год, переносят сроки вылета, но не отказываются от путешествий (про это нам говорили и на Камчатке, и в Приморском крае). Это можно понять: поездка на Камчатку для жителя Германии или Японии — это мероприятие, которое планируется за год-два, в том числе из-за ограниченного числа предложений по этим направлениям (из-за высокой сезонности). И уж если тур удалось забронировать, то от него откажутся только при очень серьезных обстоятельствах», — уверена Марина Смирнова.
* Есть в распоряжении Business FM