«Зимняя выручка в Шерегеше выросла в три-четыре раза» – Роман Соловьев
Бурные перемены происходят в настоящее время на самом знаменитом горнолыжном курорте Кемеровской области. Переориентация туристических потоков, потребность в летних услугах, скорое открытие аэропорта заставляют бизнес быстро адаптироваться к новым условиям.
Ирина МЖЕЛЬСКАЯ: «Побывав в Шерегеше в конце января, я обратила внимание на то, как непривычно мало там людей. Конечно, в какой-то мере это даже здорово – пустые трассы, не нужно стоять в очередях. Но мои наблюдения требовали объяснений. С 20 января в Шерегеше ввели QR-коды, и я предположила, что увиденное может быть связано с этим.
Мне очень нравится это место по своей энергетике, красоте, чистоте воздуха. И хотя я не катаюсь ни на лыжах, ни на сноуборде, предпочитая им коньки, но Шерегеш люблю из-за особой атмосферы. Пока моя семья и друзья развлекались на горнолыжных трассах, я гуляла и размышляла о том, как на работе курорта сказываются экономические условия двух последних непростых лет. Мои мысли сформировались в вопросы, которые я решила задать управляющему развлекательным комплексом Alpen Club Роману Соловьеву».
– Насколько за последний год изменилась ситуация в Шерегеше? Если раньше сюда приезжали в основном жители Новосибирска, Кемерова и других близлежащих городов, то сейчас массово поехали москвичи. Это повлияло на цены в сфере развлечений и услуг?
– Отличный вопрос. Да, мы на самом деле чувствуем увеличение количества гостей из европейской части России. Повышение цен тоже произошло – в среднем на 15-20%. Но это друг с другом никак не связано. Повлияла общая инфляция – ростом цен на продукты, химию, сопутствующие товары. Однако нам пришлось перестраиваться под новые условия, потому что уровень прежнего сервиса не в полной мере соответствовал запросам клиентов, привыкших к топовым ресторанам и сетевым отелям. Сейчас мы над этим работаем, привлекаем коучеров, проводим тренинги с персоналом. Да и сами начинаем дополнительно обучаться. Все нацелено на предоставление более качественного сервиса.
Фото VR Media
– Получается, что гости из Москвы требовательнее сибиряков?
– Они вполне лояльные, без лишнего пафоса или чего-то подобного. Но мы сами по себе почувствовали, что в некоторых моментах не дорабатываем, и в плане гостеприимства нам еще есть чему поучиться. Это касается, например, вкусовых предпочтений. У москвичей они немного другие. Поэтому нам пришлось менять по некоторым позициям карту бара. В целом наша кухня стала ориентироваться в том числе и на новых посетителей.
Основные различия все-таки больше касаются культуры пития. В Сибири сложились определенные традиции по винам, крепкому алкоголю, и до недавнего времени гости их придерживались. А затем приехали другие люди, которые пьют другие напитки других производителей и торговых марок. Широко представленный в нашем меню масс-маркет их не устраивал, они нуждались в чем-то ином – в том, что для них понятно и знакомо. В результате мы провели большую работу по винам, постарались убрать максимальное количество продуктов масс-маркета и ввести алкоголь другого рода.
– Сейчас границы закрыты, и многие начали путешествовать внутри России, в том числе попали в Шерегеш. Но эта ситуация временная. Не опасаетесь ли вы, что после снятия ограничений произойдет отток посетителей?
– Конечно, про это мы тоже постоянно думаем. Прошлый сезон выдался непростым, границы были закрыты, и мы гадали, что будет, когда их снова откроют. Но ситуация повторилась, и к нам опять приехало много гостей.
Фото с официального сайта горнолыжного курорта Шерегеш www.sheregesh.su
Многим здесь понравилось, раньше они просто не знали об этом месте и оказались здесь только из-за исключительных обстоятельств. Теперь эти люди, возможно, останутся нашими постоянными клиентами и будут возвращаться сюда даже с учетом открытых границ. Мы, в свою очередь, постараемся сделать все, чтобы им было комфортно, а возвращение приносило большое удовольствие. В этом наша задача, и конкуренция с европейскими курортами нас не страшит.
– Шерегеш считается зимним курортом. Чем он живет летом?
– Продолжаем работать. Действуют гостиницы и рестораны, подъемники все так же поднимают наверх желающих. Очень активен во время летнего туризма сектор Е, есть туры на квадроциклах, мото- и велотрассы, пешие маршруты. Можно покататься на горных велосипедах, съехать с вершины горы. Точно есть чем заняться! Я сам пробовал эти маршруты, и даже являясь коренным жителем Горной Шории, был поражен, насколько здесь красивые места. Путешествовать летом по горам – очень интересное занятие. Единственное, чего не хватает, так это какого-то крупного водоема. Пожалуй, по этой причине каждая гостиница в Шерегеше устанавливает бассейн. У нас их этим летом будет три штуки, все – подогреваемые. Так что во время купания никто не замерзнет.
Вообще, если сравнить активность летом, то после введения ковидных ограничений выручка за летние месяцы стала сопоставимой с зимами прошлых сезонов. А зимняя выручка выросла в три-четыре раза.
– За счет кого и чего происходит прирост летнего туризма?
– Развлечений становится все больше, расширяются разновидности досуга. Например, появились горные велосипеды, множатся пешие маршруты. И это хорошо, так как привлекает посетителей. Им есть чем заняться и насладиться.
Фото с официального сайта горнолыжного курорта Шерегеш www.sheregesh.su
– Ходят слухи, что сейчас многие местные гостиницы и рестораны принадлежат москвичам, что московский бизнес вкладывает серьезные суммы в развитие Шерегеша. Насколько они правдивы?
– Я не могу утверждать, что это на 100% так. Все-таки существует коммерческая тайна, и никто не раскрывает полностью своих карт. По моим сведениям, московского бизнеса здесь пока достаточно мало, он в основном действует на секторе Б – туда заходят крупные сетевые отели. Основными инвесторами остаются Новокузнецк, Новосибирск. Есть несколько местных предпринимателей из Шерегеша. То есть географически это все же сибирский бизнес.
Развитие идет очень активно – учитывая, какие перспективы вырисовываются. Взять хотя бы строительство аэропорта, который должен принять первый самолет уже в 2024 году. Есть понимание, что турпоток значительно вырастет, и все хотят на этом зарабатывать. Строится много новых объектов.
– Перед моей поездкой сюда друзья переживали – «зачем ты поехала в Шерегеш, там сейчас QR-коды, рестораны не работают, везде ограничения», и так далее. Как обстоят дела на самом деле?
– Введение QR-кодов у нас было отложено до 20 января. После этой даты мы обязаны у всех проверять наличие QR-кодов, результатов ПЦР-теста или справки о перенесенном заболевании. Но после новогодних праздников поток гостей всегда снижается, и это никак с QR-кодами не связано. Снижение длится до начала февраля, а затем снова начинается рост. К 23 февраля мы снова выходим на полную загрузку и продолжаем так работать вплоть до закрытия сезона.