Авиакомпания Qatar Airways дала долгожданный старт программе грузового Boeing 777-8F, разместив твердый заказ на 34 машины. Однако непредвиденным стал сопутствующий заказ катарского флагмана на полсотни В 737MAX 10. Общая стоимость контракта, включая также опцион на 16 В 777-8F, оценивается в 27 млрд долл. по сегодняшним каталожным ценам. Для Boeing в период восстановления после тяжелых ударов как в широкофюзеляжном (вследствие пандемии), так и в узкофюзеляжном (из-за длительного простоя МАХ) сегменте выбор Qatar — большое подспорье. Твердый заказ на В 777-8F, третий дериват программы В 777X, позволит американскому производителю вывести на рынок грузовую модель с грузоподъемностью, близкой к В 747-400F, воспользовавшись моментом невиданного подъема на рынке грузоперевозок. Самолет, ввод в эксплуатацию которого запланирован на 2027 год, получит такой же размах крыла, как и пассажирская модель (71 м), но фюзеляж будет на 106 см длиннее, чем изначально рассчитывалось для В 777-8. Эта добавочная длина позволит разместить до 31 грузовой палеты на основной палубе, в дополнение к уже имеющимся 13 палетам, плюс 170 кубометров негабаритного груза в отсеках под полом. Максимальный взлетный вес увеличат до 365,1 т (против 351,3 т для обеих пассажирских версий В 777Х). Таким образом, при максимальной полезной нагрузке 112,3 т дальность составит 8167 км. Самолет рассчитан на максимальную нагрузку 118 т, за счет чего дальность полета может быть увеличена. Такой же фюзеляж теперь планируется и для пассажирской версии В 777-8. Boeing пока не подтвердил пересмотренный график программы этой ультрадальнемагистральной версии, поскольку при запуске программы в 2019 году работы по меньшей из двух пассажирских моделей откладывались в пользу большей — В 777-9. Однако сейчас производитель заявляет, что грузовой вариант поступит в эксплуатацию раньше, чем пассажирский В 777-8. Так что теперь уже поставки В 777-9 откладываются как минимум до 2028 года. В Boeing добавили, что с учетом заказа от Qatar портфель заказов на новое семейство В 777X вновь сравнялся с докризисным и насчитывает 334 единицы. «Совокупно 80% заказов приходится на В 777-9, остальные примерно поровну делят грузовая модель и В 777-8», — сообщили в корпорации. В грузовом парке Qatar Airways уже насчитывает 26 самолетов В 777F нынешнего поколения, и он пополнится еще двумя такими ВС. В Boeing указали, что 20 из 34 твердых заказов на В 777-8F конвертируются из ранее размещенного заказа на 60 самолетов семейства В 777Х. Что касается неожиданного «приложения» в виде заказа на В 737-10, то половину составляет твердый заказ, половину — опцион. Очевидно, этот заказ размещен в качестве замены контракта на 50 Airbus A321neo аналогичной размерности, аннулированного Airbus недавно. Отмена заказа на A321neo, поставки которых должны были начаться уже в этом году, является последним актом все более драматичных отношений между Airbus и катарской авиакомпанией из-за дефектов покрасочного слоя A350. Boeing 737-10 с пассажировместимостью 230 кресел в моноклассной компоновке совершил первый полет в июне 2021 года и сейчас продолжает программу испытаний. Несмотря на то что он не дотягивает до новейшей версии A321neo по дальности и требует установки допбаков для увеличения дальности до 6111 км, программа активно собирает портфель заказов. В частности, в середине прошлого года контракт на 150 единиц подписала United Airlines.