Снести нельзя помиловать: петербургские архитекторы выступают за сохранение здания аэропорта «Пулково»

Здание аэропорта «Пулково» было построено в 1973 году по проекту архитектора Александра Жука. Почти 50 лет там провожали и встречали путешественников. Но теперь оно стало… мало. И управляющая компания рассматривает несколько вариантов реконструкции знаменитых «Пяти стаканов». Собственно реконструкцию, реставрацию и… снос.

Снести нельзя помиловать: петербургские архитекторы выступают за сохранение здания аэропорта «Пулково»
© Мир24

Фото pulkovoairport.ru

Любовь к «стаканам»

Почти сразу после окончания строительства «Пулково» стало одним из символов ленинградского модернизма. За работу над терминалом архитектор Жук и его команда получили государственную премию СССР.

Аэровокзал был на момент открытия самым крупным и одним из самых технологичных в стране. Пространство внутри позволяло разделять встречные потоки пассажиров. К самолетам люди попадали прямо из зала ожидания по подземным туннелям, оборудованным траволаторами.

За стойками регистрации открывался вид на посадочную полосу. Поэтому ленинградские мальчишки приезжали в терминал, чтобы просто посмотреть на самолеты.

Свое неофициальное название аэропорт получил из-за необычного архитектурного решения. Над крышей здания возвышаются пять стеклянных конусообразных труб, которые и напоминают граненые стаканы.

Существует легенда, что автор проекта Александр Жук придумал эту конструкцию, когда выпивал с коллегами. В какой-то момент он поставил пустую стопку донышком вверх, так же сделали и остальные участники застолья. Так что «пять стаканов» сначала появились на столе.

Народную любовь к воздушным воротам Ленинграда укрепило кино. Пулково мелькает в «Осеннем марафоне», «Золотой миле». Аэропорт стал съемочной площадкой для музыкального телефильма «Спасибо за нелетную погоду» с Алисой Фрейндлих. И конечно, терминал «засветился» в советском бестселлере – «Ирония судьбы, или С легким паром».

Стакан полон?

В XXI веке старый терминал перестал справляться с возросшим потоком пассажиров. Из-за новых требований безопасности зал ожидания разделили на два помещения. Внутри появлялось все больше торговых точек, места не хватало.

Поэтому в 2014 году рядом построили новый терминал по проекту англичанина Николаса Гримшоу. «Пулково-1» при этом разгрузили и переоборудовали в зал ожидания для внутренних рейсов. Туннели с траволаторами демонтировали, однако облик старого здания остался прежним.

Пропускная способность воздушной гавани возросла в разы. Однако и этого уже недостаточно.

Сохранить невозможно?

Сейчас принято решение расширить мощности воздушных ворот Северной столицы России в расчете на пассажиропоток до 35 миллионов посетителей в год. Проектировать и строить объект собираются начать в 2022-м. Вот только где взять место?

Компания, управляющая аэропортом, рассматривает несколько вариантов реконструкции. Среди них – расширение центрального терминала за счет строительства дополнительных посадочных галерей. Либо – снос здания 1973 года и возведение на его месте нового.

Такое предложение вызвало в городе споры. Вице-губернатор Петербурга Максим Соколов, отвечая на вопрос, получится ли сохранить исторический облик «Пулково», заявил: «С функциональной точки зрения сделать это будет непросто. Я бы сказал, невозможно. Поэтому, всем нам надо будет подумать, что сделать, чтобы ни у кого не было изжоги».

А вот петербуржцы высказываются однозначно.

«Я ровесница аэропорта, тоже 73 года рождения. С ним у меня связана память детства. Первый полет на самолёте. Из Пулково я в 6 лет отправилась в детский лагерь в Абхазию. Как меня тогда поразили подземные траволаторы! Да я и сейчас считаю наш аэропорт – самым красивым в стране. Его нельзя сносить, нужны другие решения», – говорит жительница Петербурга Елизавета Исаева.

Не повторять ошибок

Но дело не в эмоциях и изжоге, считает городской Союз архитекторов. Зодчие опасаются, что Пулково может повторить судьбу других объектов архитектуры СССР, которые так и не смогли пережить реконструкцию. К примеру, спортивно-концертный комплекс «Петербургский». При демонтаже верхней части здания в 2020 году обрушилось 80% стадиона, в результате несчастного случая погиб человек.

На это обратил внимание и Директор государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. «Стадион упустили, – заявил он, имея в виду обрушившийся СКК.– А аэропорт, я думаю, все-таки отстоим».

Действительно, сегодня в Петербурге в плачевном состоянии находятся сразу несколько ярких представителей советского модерна. Например, Телецентр на Чапыгина или яхт-клуб на Петровской косе. Сохранить здания необходимо, считают специалисты.

«Это объективно, во-первых, огромный период нашей истории, во-вторых, очень значимые вещи. Я много общаюсь с иностранными архитекторами, и они говорят, что это неизвестный для мира пласт. Главное, что он очень тонкий, потому что общественных зданий строилось мало, индивидуальных проектов вообще было мало, и поэтому, потеряв пять-шесть домов, можно потерять целый слой культуры», – говорит Никита Явейн, Руководитель Архитектурного бюро «Студия 44».

Союз архитекторов города опубликовал письменное обращение с предложением присвоить аэровокзалу и еще 17-ти зданиям позднего СССР статус культурного наследия. Судьбу терминала, считают они, не может решать только управляющая компания. Нужно провести открытый конкурс решений. При этом исторический вид должен быть сохранен.

Пока оценить культурную ценность советского модерна чиновники не готовы. Четких критериев для этого нет. В Петербурге их лишь разрабатывает специальная рабочая группа при Комитете по Охране памятников. В нее вошли как архитекторы, так и представители Администрации города. Следующее заседание, на котором будут решать, в том числе и судьбу легендарного здания аэропорта «Пулково» «Пять стаканов» назначено на февраль.