Войти в почту

На Дальнем Востоке задумались о собственной «Силиконовой долине»

На базе Дальневосточного федерального университета могут создать центр развития современных умных технологий. А опыт Якутии, где появились компании, способные сыграть заметную роль на мировом рынке, намерены распространить на весь Дальний Восток. Об этом заявил глава Минвостокразвития Алексей Чекунков, выступая 26 января перед сенаторами во время «правительственного часа» в Совета Федерации.

На Дальнем Востоке задумались о собственной «Силиконовой долине»
© Парламентская газета

Инвестиции перевалили за два триллиона рублей

БАМ и Транссиб, «Сила Сибири» и разветвлённая сеть морских портов, недра, обеспечивающие половину всего добытого в России золота, 80 процентов алмазов и более трети меди — всё это Дальний Восток, развитие которого определено Президентом России как безусловный приоритет госполитики. Как отметила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, в каждом министерстве обязательно должна быть папка «Дальний Восток», причём с восклицательным знаком в названии.

Такое отношение первых лиц должно вывести северо-восточные земли государства Российского из экономической тени, в которой они долго находились. И новая команда руководителей Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики под руководством Алексея Чекункова, который занял свой пост в ноябре 2020 года, похоже, готова этот процесс всячески ускорять. Выступая перед сенаторами на пленарном заседании Совета Федерации 26 января, глава Минвостокразвития отчитался о двукратном за последние три года увеличении числа проектов с господдержкой на Дальнем Востоке. Всего, по его словам, сейчас на вверенной ему территории реализуют 2600 таких проектов, причём 60 из них — это крупнейшие бизнес-начинания с вложениями по 10 миллиардов рублей каждое.

Ещё одно заметное достижение — 2,2 триллиона рублей инвестиций в проекты с господдержкой и компании-резиденты, пришедшие на «русские севера» из-за создания там преференциальных экономических режимов. Благодаря этому, например, появилось 451 предприятие на 87 тысяч новых рабочих мест. При этом только треть инвестиций ушла в сырьевой сектор, всё остальное — в глубокую переработку, машино- и судостроение, транспорт и логистику, туризм и сельское хозяйство.

Поэтому сенатор Александр Акимов спросил, есть ли у Минвостокразвития возможность создать на базе Дальневосточного университета «нашу «Силиконовую долину». Опорой в этом должны стать успехи Якутии, где создали IT-компании мирового уровня, обеспечивающие 85 процентов «цифрового» экспорта Дальнего Востока.

Алексей Чекунков ответил, что уже обсуждал с руководителями Минцифры масштабирование якутской программы. По его словам, для этого «нужна прошивка» школьного и вузовского образования, которую бы курировали заказчики IT-кадров. «Такие заказчики у нас есть. Увеличивая ресурсы на обучение программированию, мы рассчитываем, что опыт Якутии будет успешно воспроизведён на всей территории Дальнего Востока», — заявил глава Минвостокразвития.

Браконьеров отсеют «цифрой»

Министр назвал четыре проблемы, которые больше всего волнуют жителей Дальнего Востока. Во-первых, высокая стоимость жизни. Во-вторых, состояние дорог: как признался министр, там в 3,5 раза больше грунтовых дорог, чем в среднем по России, из-за чего в авариях гибнет больше людей. В третьих, доступность медицины, особенно в северных районах. И, в-четвертых, качество образования: по словам Чекункова, едва ли не половину миграционного оттока составляют выпускники школ, уезжающие за высшим образованием в другие регионы.

Сенатор Андрей Широков поинтересовался у министра, удаётся ли справиться с браконьерами, из-за которых объёмы рыбной добычи падают, подрывая ключевую отрасль дальневосточной экономики. По мнению Чекункова, самым эффективным способом борьбы было бы отслеживать с помощью современных технологий, кто ввёл ценные биоресурсы в оборот — добросовестные предприниматели или нет. Такие планы и готовится реализовать Минвостокразвития.

А одним из ключевых решений для Дальнего Востока, по словам Чекункова, стал осуществлённый Правительством механизм в рыбодобыче «квоты в обмен на инвестиции». Только продажа квот на вылов крабов, как рассказал министр, принесла в бюджет страны с 2017 года более 99 миллиардов рублей — эта сумма сопоставима со всеми госналогами, уплаченными крабовым сектором за предыдущие… 30 лет.

Места в самолёте для льготников

Одна из самых чувствительных тем — обеспечение бесплатными авиаперелётами льготников-дальневосточников в европейскую часть России. На бумаге им положено не более двух перелётов в один конец за госсчёт. Но сенатор Юрий Архаров рассказал, что, хотя финансирование таких перелётов выросло в пять раз, некоторые приоритетные направления в прошлом году так и не обеспечили необходимыми госсубсидиями. Например, льготники не могли улететь из Читы, Южносахалинска и Якутска в Москву, из Хабаровска — в Санкт-Петербург.

Глава Минвостокразвития заверил, что в госпрограмму субсидирования на этот год вошли все авиамаршруты без исключения. Но ещё важнее, по словам Чекункова, что более 400 миллиардов рублей выделено на гарантированные квоты: до 30 процентов мест в самолётах отведут под льготников. Причём министерство добилось-таки, что теперь авиакомпании не смогут мухлевать, отказывая в местах в сезон повышенного спроса, например во время летних отпусков, и давая больше мест в низкий сезон.