Базы отдыха открыли бронь и надеются на лучшее

Закрытие границ нанесло туристической отрасли Приморского края мощный, но достаточно короткий удар. Оправившись от потрясения, все выжившие при первой волне локдауна игроки рынка стремительно перестроились на внутренний туризм. И теперь открывают бронь в первых числах января.

Базы отдыха открыли бронь и надеются на лучшее
© Konkurent.ru

По данным краевого агентства по туризму, Приморский край в прошлом году посетило более 1 млн туристов. Рост турпотока показал почти двукратное увеличение по сравнению с 2020 г.

Елена Терещенко, администратор апартаментов «Семь бухт» (с. Витязь): «В прошлом году у нас дела стали идти очень хорошо. Наша база отдыха была заполнена отдыхающими на 100%. Такое количество туристов бухта «Витязь» не видела никогда. Хоть мы и рассчитаны на зимний период, но зимой пока не работаем, ждем открытия горнолыжки. Отмечу интересный тренд: в том году к нам активно приезжали люди не только в сезон, но и в межсезонье. Было много гостей осенью. В этом году тоже много желающих. После тотального закрытия границ многие осознали, что можно организовать отдых и в Приморье – не хуже заграничного».

«Люди из отдаленных городов – Астрахани, Волгограда и других – стремились попасть в приморскую тайгу. Наша база отдыха как раз в таком живописном месте и расположена. С одной стороны – дикая природа, лес, с другой – цивилизация, сервис. С таким ранним бронированием, как было в том году, еще не сталкивались», – отметили на базе отдыха (пасеке) «Медовый лис».

В начале этого года по брони ситуация мало отличается от прошлого. Летние даты закрываются без проблем. На весну и осень спроса не так много.

Ирина Петрова, хозяйка базы отдыха «Шато Красный кот»: «С 1 января начинаем принимать заявки на летний отдых. На сегодняшний день уже активно разбирают оставшиеся даты из «горячего кусочка» – с середины июля и до конца августа почти все разобрано. На весну пока – полный ноль. Рассчитываем, что должен быть хорошим в плане посещаемости сентябрь».

Многие базы отдыха решили подбивать дебет с кредитом исходя из своего месторасположения. «Мы находимся в лесу, до моря – 40 км. Так что по предварительному бронированию на лето пока роста спроса нет. Туристы более охотно едут на базу осенью и зимой. В том году люди предпочитали снимать домики на короткий период: один-два дня, в то время как раньше нередко были заезды от трех дней и более», – пояснил владелец базы отдыха «Высокая».

Творящееся сейчас, по идее, призвано разрушить довольно распространенное как среди экспертов, так и среди обычных граждан стереотипное представление о внутреннем туризме, предполагающем плохой сервис за сравнительно круглые суммы. Но ситуация меняется мало.

Ирина Петрова: «Базы были забиты до отказа? Но тут бы внести уточнения, что забиты они всего полтора месяца из 12, то есть с 12 июля по 31 августа – и все. Многие полагают, что базы отдыха зарабатывают в сезон баснословные деньги. Никто не учитывает, что в году 12 месяцев, а работают базы на 100% всего 1,5–2 месяца. И за этот короткий сезон база «убивается» так, словно на ней посетители жили все 12 месяцев. В обязательном порядке приходится вкладывать большие деньги, чтобы привести ее в порядок. Плюс мало кто учитывает расходы владельцев на зарплаты сотрудников, на оплату коммунальных расходов, рекламу, налоги и многое другое. Той прибыли, что базы отдыха зарабатывают за 40–60 дней летнего «ажиотажа», никак не хватит, чтобы прожить безбедно остальные месяцы».

Алина Федюшкина, директор турбазы «Оазис у моря», рассказала, что в Андреевку едут далеко не олигархи: «Никакого существенного прироста доходов мы не увидели. Базы отдыха несут большие расходы по самым разным статьям. Например, нас даже «тревожную кнопку» обязали установить, которой отродясь не было в наших краях. А сезон очень короткий. И компенсировать такие расходы, когда наплыв гостей в Хасанском районе длится максимум два месяца, просто нереально».

В пансионате «Морской», расположенном на острове Попова, другие сложности. Там пояснили, что люди в летний сезон с удовольствием едут отдыхать, но этим летом были нестыковки из-за транспорта: «Билеты купить в сезон с середины июля до конца августа очень проблематично. Иногда люди отказывались от брони из-за трудностей с транспортировкой. Посетители хотят за небольшие деньги получить высокий сервис. А наша база очень маленькая, частная, только летние домики стоимостью тысяча рублей с человека, зимой мы не работаем. На острове Попова зимой делать нечего. Есть рядом большая база отдыха, но и там развлечений нет. Даже рыбалки».

По словам игроков рынка, туристический бизнес все более и более становится крайне невыгодным, и удержаться на плаву – это совокупность различных факторов. С одной стороны, это – клиент. Он хочет сервис на уровне заграницы, как можно больше бесплатных услуг и чтобы желательно все было ultra all inclusive. С другой стороны, это – взаимодействие с Роспотребнадзором. Третья сторона – экономическая ситуация в стране. Четвертый фактор – погода.

Но есть ситуации, на которые никакой спрос и правила рынка не распространяются. Так произошло со знаменитым в регионе, одним из крупнейших комплексов отдыха «Маяк» в Якорной бухте под Владивостоком. После того как ее фактический владелец, бывший депутат Госдумы Сергей Сопчук, был заочно арестован, одна из самых востребованных баз отдыха простояла без посетителей все новогодние праздники и продолжает пустовать. Официально территория была законсервирована с 20 декабря.

Согласно данным ФНС, доход «Маяка» в 2020 г. составил 131,513 млн руб., чистая прибыль – 13,6 млн руб. А стоимость самого комплекса оценивают почти в 1 млрд руб. «Маяк» выигрывал несколькими позициями: удобной локацией, целевой аудиторией и высоким уровнем сервиса. Альтернативы ему нет», – считает Елена Терещенко.

Опрошенные эксперты полагают, что клиенты «Маяка» попытаются найти базы отдыха, если те не закроются и внутренний туризм опять не начнет вытеснять выездной, заграничный.

«Многие хотят уйти с рынка, потому что понимают: база отдыха за короткий сезон не приносит большой прибыли. А чтобы организовать работу круглый год, требуются огромные вложения. Либо готовься к значительному инвестированию в бизнес, либо вообще в него не заходи. Мы выбрали первое, и с этого года будем выходить на круглогодичный режим работы. Совсем скоро сможем на собственном опыте понять, стоит ли игра свеч», – резюмирует Ирина Петрова.