"Содружество" ищет дружбы с "Федеральной пассажирской компанией"

В руководстве организации обещали разобраться с необоснованным отказом коллег в возврате денег за сданные билеты на поезд

"Содружество" ищет дружбы с "Федеральной пассажирской компанией"
© Реальное время

Пригородная пассажирская компания АО "Содружество", входящая в структуру РЖД, объяснила проблемы с возвратом билетов на поезда дальнего следования, приобретенные в ее кассах. Неожиданные трудности у пассажиров возникли после того, как в конце прошлого года перевозчик подключился к новому электронному сервису РЖД "Инновационная мобильность" по продаже "бесшовных" билетов. Однако в АО "Федеральная пассажирская компания" ПК) с первых дней работы сервиса по техническим причинам отказывались принимать "чужие" проездные к возврату или обмену. Как сообщили "Реальному времени" в "Содружестве", в ФПК в одностороннем порядке решили не оказывать не своим клиентам традиционную услугу для пассажиров.

Под шапкой ФПК: как "Содружество" продает билеты дальнего следования

В канун Нового года пригородная пассажирская компания АО "Содружество" включилась в эксперимент РЖД по развитию мультимодальных перевозок. Компания начала продавать билеты не только на электрички, но и на поезда дальнего следования с новой технологической IT-платформы "Инновационная мобильность", разработанной совместно с институтом ВНИИЖДТ.

Услугу позиционируют как продвинутый сервис по бронированию и продаже билетов для перевозки пассажиров. В "одном окне" можно купить не только билеты на поезд, но и проездные на другие виды транспорта или заказать трансфер, скажем, с вокзала до аэропорта или просто до гостиницы для ночлега.

Продажи так называемых "бесшовных" электронных билетов стартовали в 2021 году. При этом АО "Содружество" осталось в прежнем статусе агента АО "Федеральная пассажирская компания", но кассы ФПК на территории вокзала "Казань-2" не работали. Кассы "Содружества" перешли на новое программное и кассовое обеспечение, которое, впрочем, взаимодействует с головной системой продаж билетов АСУ "Экспресс". Иначе говоря, "Содружество" продолжили продажу билетов на поезда дальнего следования, как агент ФПК, но уже по новой технологии. Теоретически, "перестройка" в системе продаж билетов в Казани должна была остаться незамеченной для пассажиров.

Как рассказывало "Реальное время", по этой причине множество казанцев, которые решили изменить дату поездки, столкнулись с неприятностями. Пассажиры выяснили, что билеты, приобретенные в кассах на вокзале "Казань-2", невозможно вернуть в "чужом" городе — только в "домашнем" регионе по прибытию. "Федеральная пассажирская компания" отказывалась оформлять возврат и возвращать деньги за отмененную поездку. Пассажиров с электронными билетами от АО "Содружество" отсылали к администратору вокзала, где они писали претензии.

Как выяснило "Реальное время", действия ФПК оказались шоком не только для пассажиров, но и для самого перевозчика. Как сообщили в АО "Содружество", в ФПК в одностороннем режиме приняли решение "об осуществлении возврата в претензионном порядке", не поставив компанию в известность.

Пассажиры выяснили, что билеты, приобретенные в кассах на вокзале "Казань-2", невозможно вернуть в "чужом" городе — только в "домашнем" регионе по прибытию. Фото: Максим Платонов

Сдать и сразу купить: какую привилегию теряют клиенты коммерческих агентов

До запуска эксперимента с переходом на платформу "Инновационная мобильность" пассажиры могли обменять проездные билеты без проблем. У ФПК обширная сеть касс, и многие пассажиры пользовались возможностью легко и быстро обменять проездной. Достаточно было за сутки до отправления поезда прийти в кассу и сдать билет, а на возвращенные деньги тут же купить другой с новой датой отправления. Услугой пользуются многие иногородние студенты московских вузов, покупая билеты сразу на несколько дат во время сессии.

Билет на поезд можно легко было обменять, находясь в любой точке страны, в кассе ФПК. Теперь же, как выяснилось, те, кто покупает билеты у коммерческих агентов, лишены такой возможности.

Зачем же АО "Содружество" перешло на новую платформу "Инновационная мобильность", лишив своих клиентов этой опции? Причем подчас покупателей в кассах "Содружества" не предупреждают об этих условиях. РЖД является акционером как АО "Содружество", владея 49% акций компании, так и ФПК. Так почему, несмотря на общее "родство", ФПК не принимает проездные "Содружества"?

В АО "Содружество" заявили, что эксперимент с переходом на новую платформу "Инновационная мобильность" начался в рамках стратегии цифровой трансформации РЖД. Фото: Максим Платонов

Бланк проездного билета изменился

Руководство АО "Содружество" в ответе на запрос "Реального времени" изложило свою версию "бойкота" ФПК. В компании заявили, что эксперимент с переходом на новую платформу "Инновационная мобильность" начался в рамках стратегии цифровой трансформации РЖД (№1640/р от 31 июля 2020 года). В ней была поставлена задача развивать мультимодальные пассажирские перевозки, предоставляя возможность покупать билеты на поезда пригородного сообщения, дальнего следования и другие виды транспорта с помощью современного и удобного интерфейса.

Оператором новой платформы выступило ООО "Инновационная мобильность". Следуя распоряжению главы РЖД, АО "Содружество" подключилось к платформе. Одновременно с этим кассы "Содружества" в рамках агентского договора перешли на другое программное обеспечение АРМ АСУ ППК, которое, как утверждают в компании, взаимодействует с системой ФПК АСУ "Экспресс" и системами других перевозчиков альтернативных видов транспорта.

Иначе говоря, в билетных кассах "Содружества" произошла замена устаревшего программного обеспечения на современное, отмечается в ответе руководства компании. Здесь также подтвердили, что бланк проездного билета изменился: теперь он похож на кассовый чек в магазине.

— Оформление билетов с использованием бумажных бланков приводит к значительным затратам на организацию процесса продаж, — пояснили в АО "Содружество". — Для этого требуется дорогостоящее специализированное оборудование, обучение и сертификация сотрудников, учет и хранение бланков в строгой отчетности.

По данным компании, "Содружество" ведет продажу билетов дальнего следования по агентскому договору от имени перевозчика АО "ФПК" без сборов и наценок.

По данным компании, "Содружество" ведет продажу билетов дальнего следования по агентскому договору от имени перевозчика АО "ФПК" без сборов и наценок. Фото: sodruzhestvoppk.ru

Азат Ахметшин: проблему устраним в ближайшее время

Если "Содружество" осталось агентом ФПК, почему головная компания отказывает в услуге возврата его билетов? Как следует из ответа "Содружества", инцидентов с отказом сдаваемых проездных по месту требования быть не должно. То есть ФПК не должна просить пассажиров оформить претензии вместо того, чтобы сразу вернуть деньги.

— Согласно утвержденной ОАО "РДЖ" технологии, в случае возврата билетов, оформленных в кассах "Содружества", возврат денег должен производиться по месту проведения операции наличными или на банковскую карту, — отметил гендиректор АО "Содружество" Азат Ахметшин. — В ближайшее время АО "ФПК" планирует устранить данную проблему и возврат денег за электронные (сданные) билеты, оформленные в кассах "Содружества" и других подключенных к системе пригородных компаний.

Казанские туристические агентства, которые также занимаются продажей авиа- и железнодорожных билетов для своих клиентов, не удивлены происходящим. По их словам, ФПК "приравняло" пригородные компании к рядовым коммерческим агентам, оставив привилегию возврата билетов только у себя.

— Сложно давать юридическую оценку этим пертурбациям, так как деятельность РЖД регулируется отдельным законодательством,отметил в свою очередной глава компании "Татюринформ" Марат Камалов.

"Содружество" приравняли к агентам

Представители туристической отрасли отмечают, что возвращают деньги за отмененные поездки только по приезду клиента домой и только в особых случаях по звонку.

— Возвращаем по звонку, если клиент постоянный, обслуживается 20 лет, и у нас не возникает вопроса к его идентификации, — отметил директор по продажам туркомпании "Салават City Center" Рустем Тарзиманов, — Мы решаем проблему просто: оформляем возврат и возвращаем деньги клиенту по прибытию. Никаких проблем с переносом даты поездки не возникает. Если он отказался от билета, мы сдаем его билет — приедет в Казань и вернет деньги.

Более строгие правила по идентификации у авиакомпаний. "Если вы купите билет в аэрофлоте на имя родственника, то сдать его без его присутствия не сможете, — рассказал он. — Потому что авиабилет — это договор перевозки пассажира с авиакомпанией и только сам пассажир может его сдать и расторгнуть".

К появлению новых государственных сервисов по продаже "бесшовных" билетов турагентства относятся положительно. "При покупке дешевых билетов в интернете можно наткнуться на неприятности. У меня был пример, когда семья купила авиабилеты с вылетом в Стамбул на сомнительном сайте. Это были очень дешевые билеты, хотя и возвратные. Но по семейным обстоятельствам вылететь они не смогли, но и вернуть деньги не получилось. Они физически не могли связаться с этим агентом, потому что юрлицо непонятное, по телефонам не отвечают, через личный кабинет не отвечают. Купить билет легко, а постпродажное обслуживание никакое. В результате люди сталкиваются с проблемами. Обычно туристы думают, что им не придется сдавать/менять. А на самом деле, когда возникает такая проблема, туристы платят даже большую цену, чем на сомнительном сайте", — резюмировал собеседник издания.

"Как выяснило "Реальное время", претензионный порядок возврата билетов, приобретенных у "Содружества", в кассах ФПК отменен. Пассажиры смогут вернуть деньги за сданный проездной в любой точке страны.