Отельеры "от сохи": фермерские хозяйства региона реализуют проекты в сфере сельского туризма
Как отметила руководитель управления развития малых форм хозяйствования и кадрового обеспечения АПК министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Лейли Мифтахова, законодательных новелл, определяющих понятие "сельский туризм", фермеры ждали не один год. Она рассказала: - В рамках федерального закона об основах туристической деятельности существовали понятия "туроператор" и "турагент", а сельский житель был лишен этого статуса и возможностей, даже если он оказывал туристические услуги на территории своего хозяйства. Фермер должен был отдавать многое на откуп туроператору и терять существенную часть прибыли. Сейчас он может действовать на туристическом рынке самостоятельно. При этом на сельского предпринимателя распространяются все нормы и обязательства, которые несут туроператоры. На территории Самарской области располагается немало сельхозпроизводств и фермерских хозяйств, которые притягивают любителей отдыха на селе. Спрос на такие услуги растет с каждым годом - все больше людей хотят соприкоснуться с бытом сельских жителей, познакомиться с богатством народного творчества, пообщаться с природой, отведать фермерских продуктов, почувствовать аутентику сельской жизни. В регионе уже хорошо известны форелевые хозяйства, экофермы и сыроварни, на территории которых принимают большое количество гостей. По данным областного Минсельхоза, два десятка фермерских хозяйств региона могут принимать у себя туристов в соответствии с современными стандартами - с экскурсионной программой и эксклюзивными продуктами. - Сейчас наибольшим туристическим спросом пользуются точки в часе езды от Самары или Тольятти - в Красноярском, Волжском, Безенчукском и Ставропольском районах, а основным потребителем турпродукта выступают жители мегаполисов. Люди едут туда, чтобы погрузиться в атмосферу спокойствия, отстраниться от городской суеты и позабыть о стрессах. Туристы ищут точку тишины, место, где не ловит мобильная сеть, - рассказала руководитель управления. По прогнозам областного аграрного ведомства, в дальнейшем точками роста в сельском туризме станут отдаленные районы - Шигонский, Сызранский, Исаклинский, Шенталинский, Камышлинский. Там туристам можно будет почувствовать себя по-настоящему в глубинке. Что касается условий для приема гостей, то нынешний турист весьма притязателен. Поэтому на федеральном уровне разработан проект "Агротуризм", который позволит серьезно нарастить гостевую инфраструктуру - чтобы прием соответствовал ожиданиям людей. С этого года Минсельхоз РФ начинает проводить конкурсы на получение гранта, размер которого составляет от 3 до 10 млн рублей. На эти деньги сельский туроператор сможет подвести к своему объекту инженерные сети, построить средства размещения, благоустроить территорию и приобрести микроавтобусы для доставки туристов. Рассчитывать на получение гранта может только действующий сельхозтоваропроизводитель, который получает от агробизнеса свыше 70 процентов дохода. Теперь перед ним открывается возможность диверсифицировать экономику хозяйства. В течение пяти лет реализации проекта фермер должен принимать туристов, но не забывать о том, что он аграрий - основной сферой его деятельности остается растениеводство или животноводство. Лейли Мифтахова добавила: - На гранты "Агротуризм" направлено порядка 300 млн рублей. Мы надеемся, что как минимум два проекта из Самарской области в этом году получат такую поддержку. Руководитель управления развития малых форм хозяйствования и кадрового обеспечения АПК регионального Минсельхоза также подчеркнула: - В сельском хозяйстве, как и в туризме, есть ярко выраженная сезонность - посевная и уборочная кампании, а также "низкий" сезон, когда работники села имеют время, чтобы посвятить его альтернативному доходу, например, найти себя в сфере услуг. Если говорить о новых нишах, то в Европе очень популярно направление, называемое вуфинг - человек приезжает на ферму и работает там за еду и крышу над головой. Это дает возможность туристам увидеть разные территории, познакомиться с культурами, попробовать новые продукты и потратить совсем немного денег.