Авиакомпании отменяют рейсы в США из-за 5G
Продолжающиеся с ноября прошлого года дебаты между Федеральной авиационной администрацией США (FAA) и двумя глобальными телекоммуникационными компаниями о возможном влиянии сигнала 5G в С-диапазоне на безопасность полетов приняли международный размах: несколько авиакомпаний по всему миру отменили ряд рейсов в США. Ситуация меняется стремительно, и после того как FAA выдала временное разрешение (АМОС) на полеты Boeing 777 в любой из аэропортов, где установлены вышки 5G, две японские авиакомпании (ANA и Japan Airlines) вернули рейсы в расписание. В терминологии FAA, AMOC (alternative method of compliance) — это метод решения риска, альтернативный предписанному директивой летной годности, но предполагающий приемлемый уровень безопасности. Однако другие операторы В 777 пока следят за развитием событий. Так, British Airways (BA) пока приостановила рейсы из Лондона в Бостон, Чикаго, Лос-Анджелес, Нью-Йорк и Сан-Франциско. Изначально компания планировала заменить В 777 на Airbus A380, но после АМОС эти планы отменились. Emirates также объявила об отмене рейсов из Дубая в Чикаго, Даллас, Майами, Ньюарк, Орландо и Сиэтл, аргументируя «озабоченностью, связанной с запланированным запуском мобильных сетей 5G». Рейсы в Бостон, Хьюстон и Сан-Франциско выполняются на самолетах А380. Air India приостановила полеты из Дели в Чикаго, Нью-Йорк и Сан-Франциско, оставив в расписании рейсы в Вашингтон. Отмены рейсов — очередной виток в противостоянии авиационной отрасли и двух американских телекоммуникационных компаний, AT&T и Verizon Wireless, относительно полномасштабного запуска сетей пятого поколения в районе крупных аэропортов. FAA и ряд американских профсоюзов обратились в правительство США с заявлением о потенциальной небезопасности запуска 5G в С-диапазоне в связи с возможной интерференцией частот с теми, на которых работают бортовые радиовысотомеры. FAA продолжает работу по испытаниям радиовысотомеров, уже выдала разрешение на использование двух моделей Collins Aerospace и соответствующие AMOC (с ограничениями по использованию при заходе на посадку на определенные ВПП) на воздушные суда, оборудованные этими системами, включая Boeing 737, 747, 757, 767, 777, MD 10, MD 11, Airbus A320 и A350. Однако эти разрешения не распространяются на другое оборудование, зависимое от данных радиовысотомеров. Ранее служба запретила посадку в автоматическом режиме в ста крупнейших аэропортах США, где работают вышки 5G, и выпустила более тысячи извещений NOTAM. Boeing также направил своим эксплуатантам сообщение, в котором предупреждает, что «в аэропортах, где действуют ограничения NOTAM, экипажи должны быть готовы к аномалиям в работе систем из-за воздействия 5G. Могут проявляться эффекты в работе бортового оборудования, в частности автопилота и автомата тяги». Другие системы, зависимые от корректной работы радиовысотомера, включают систему предупреждения опасного сближения (TCAS), систему предупреждения столкновения с землей (EGPWS), предупреждения сваливания и предупреждения о сдвиге ветра. Отмечается, что Boeing 787 может совершать посадку в указанных аэропортах только в простых метеоусловиях.