Войти в почту

Росавиация поручила изучить влияние 5G на авионику самолетов при полетах за границу

Росавиация поручила российским авиакомпаниям изучить влияние 5G на бортовое оборудование самолетов. Речь идет о полетах за границу.

Росавиация поручила изучить влияние 5G на авионику самолетов при полетах за границу
© BFM.RU

Обо всех помехах в работе авиаприборов, которые возникнут из-за новых сетей, перевозчики должны будут сообщать авиапроизводителям и авиавластям тех стран, где произойдет сбой, говорится в письме ведомства.

Еще Росавиация рекомендует авиакомпаниям провести внеочередное обучение пилотов посадкам и взлетам в условиях ненадежной работы радиовысотомера.

В то же время в письме к авиакомпаниям ведомство отмечает, что «на данный момент однозначного ответа о возможном влиянии сетей 5G на работу радиовысотомеров не получено».

Тревогу о влиянии 5G на авионику забили авиакомпании США. Дело в том, что там частотный диапазон этой сети близок к частотам высотомеров. Насколько в этой связи тревога российских авиавластей обоснованна, говорит авиаэксперт, главный редактор интернет-портала «Арсенал отечества» Дмитрий Дрозденко:

Дмитрий Дрозденко авиаэксперт, главный редактор интернет-портала «Арсенал отечества» «Если Росавиация рекомендует, значит, [нужно изучить]. Потому что такого рода полеты в принципе относятся к категории сложных не только технически, но и психологически. Очень большое количество катастроф происходило из-за того, что в таких условиях летчик переставал верить технике, начинал верить своим ощущениям. Радиовысотомер меряет, на какой высоте находится самолет. То есть анализ идет по возвращенному сигналу. Если этот сигнал исказить, приемник получит неверную информацию. То есть летчик будет считать, что он летит на высоте 500 метров, а на самом деле высота 300 метров. А если он находится еще и в облаках, а впереди препятствие, это неминуемо будет катастрофа».

В то же время в Китае и Южной Корее аэропорты были оснащены 5G еще несколько лет назад, в ряде стран ЕС также используется этот стандарт связи. При этом никаких сообщений о том, что в самолетах возникают помехи, ранее не было. Вот как это объясняет аналитик агентства MForum analytics Алексей Бойко:

— В Европе используется чаще диапазон 3,4-3,8, он, разумеется, дальше, чем 3,7-3,9. В России планировали использовать под 5G диапазон вообще порядка 4,4 ГГц, то есть это совсем рядом. Может быть, в связи с опасениями придется проводить дополнительные исследования. Все диапазоны заняты, и чтобы расчистить тот или иной диапазон, нужны огромные средства и достаточно большое время. Я не могу согласиться с позицией, что американцы в чем-то просчитались. Освободили под 5G тот диапазон, который могли освободить, к другому просто нет доступа. С ним и будут работать.

— Была информация, что госкомиссия по радиочастотам приняла решение выделить российским операторам диапазон частот 4,4-4,8 ГГц для тестирования 5G. А что сейчас работает?

— У нас с 5G очень плохо, у нас нет 5G в стране. У нас есть отдельные пилотные сети, они, разумеется, не находятся в аэропортах. Поэтому говорить о том, что у нас есть какие-то опасности для полетов в связи с 5G, не приходится. И коммерческое внедрение 5G в России неизвестно, когда начнется. Теоретически мы все это ожидаем в 2024 году, но запуск сетей 5G в России обусловлен настолько сложными условиями, что неизвестно, дождемся ли.

В прошлом году СМИ писали, что Латвия и Эстония, а также Финляндия выступили против использования российскими операторами станций 5G, которые работают под Петербургом и которые по частоте совпадают с частотами их военных самолетов. Речь шла об опытной зоне пятого поколения, которую тестировала МТС.