Премии «Крылья России» исполняется 25 лет
Вот уже четверть века ежегодная национальная авиационная премия «Крылья России» имени Евгения Чибирёва служит индикатором состояния гражданской авиации страны, чутко отслеживая не только общие тенденции рынка авиаперевозок, но и вклад в его развитие самых разных по своему масштабу и роли авиапредприятий. В далеком уже 1997 году учредители — журнал «Авиатранспортное обозрение» (ATO.ru), консультационная компания Infomost и Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта — задумали эту премию для решения двух взаимосвязанных задач. Первая — создать средство для сплочения и морального поощрения профессионалов, работающих в области воздушного транспорта. Вторая — привлечь внимание деловых кругов к этой сфере бизнеса. «Мы уверены, что премия »Крылья России« окажется весьма значительным событием и будет способствовать формированию новых, современных отношений в отрасли авиационных перевозок нашей страны» — Евгений Чибирёв, президент АЭВТ, 1997 год. За прошедшие 25 лет российская гражданская авиация радикально изменилась и в количественном, и в качественном отношении. Объемы перевозок многократно выросли, произошла существенная консолидация участников рынка, была проведена полная замена парка устаревших воздушных судов, освоены самые современные мировые технологии и практики управления бизнесом. Соответственно, изменились и критерии оценки, которые используются при выборе победителей конкурса на соискание премии «Крылья России». В конце прошлого века основной упор делался на восстановительный рост и динамику развития авиакомпаний. Сейчас гораздо более важным стал тот вклад, который вносят авиаперевозчики в качественное совершенствование отрасли, ее соответствие лучшим мировым практикам, глобальную конкурентоспособность и устойчивое развитие. Не обойдены вниманием и те компании, которые кропотливо работают над поддержанием и развитием маршрутной сети на необъятных просторах нашей страны, повышением доступности авиаперевозок для населения. Но все эти годы остаются неизменными основные принципы премии: объективность, не ангажированность, недопустимость административного, кланового, заказного влияния при определении ее лауреатов. На соискание премии авиакомпании и аэропорты могут выдвигаться сами. Кроме того, претендента может выдвинуть любой из членов оргкомитета конкурса. К соискателям предъявляется ряд формальных требований — таких как отсутствие авиакатастроф, успешная работа на рынке более двух лет, стабильное экономическое положение и пр. За годы проведения конкурса свою эффективность доказал комбинированный объективно-субъективный способ определения победителей: по производственным показателям формируется перечень вышедших в финал компаний, а затем члены экспертного совета, опираясь не только на предоставленные данные, но и на собственные знания и опыт, тайным голосованием определяют лучших. Исключение составляет лишь номинация «Лидер пассажирских симпатий», в которой лучшие авиакомпании и аэропорты определяют сами пользователи услуг воздушного транспорта, участвуя в массовом интернет-опросе. В экспертный совет премии «Крылья России» входят представители органов власти, авиационного бизнеса, финансовых кругов, общественных организаций и средств массовой информации, а также заслуженные деятели гражданской авиации и независимые эксперты. Подробное описание всех условий изложено в положении о конкурсе, которое публикуется на его официальном сайте. В этом юбилейном для премии году помимо основных номинаций оргкомитет дополнительно учредил специальные призы «За вклад в развитие воздушного транспорта России». Ими будут отмечены особые достижения компаний отрасли в формировании современного облика гражданской авиации страны. Победители и лауреаты Национальной авиационной премии «Крылья России», обладатели юбилейных специальных призов будут названы на торжественной церемонии, которая состоится 5 апреля 2022 года в Москве.