«Будет шок»: рэпер-манси анонсировал продолжение «Горы мертвецов» про погибших на перевале Дятлова

Евгений Анямов, называющий себя единственным на земле рэпером-манси, рассказал, почему ему важно сохранить культуру своего народа. По словам артиста, он хочет, чтобы о его земляках узнали во всем мире, а мансийский язык жил, пусть даже в такой необычной форме. «Кстати, следующий трек, возможно, будет записан уже в Москве, — обещает он. — Подробности держатся в секрете, но когда люди узнают, о чем он, то будут в шоке!»

«Будет шок»: рэпер-манси анонсировал продолжение «Горы мертвецов» про погибших на перевале Дятлова
© Daily Storm

Имя рэпера Bizzo (в переводе – «странный») стало известно лишь в этом году, но уже окружено легендами. Ведь это он записал композицию Holat Chahil о смерти студентов-лыжников на перевале Дятлова. Он же — носитель фамилии мансийцев, которых допрашивали по этому делу.

Евгений родился в поселке Тресколье, который находится на самом севере Свердловской области, всего в нескольких десятках километров от перевала. Жизнь здесь тихая, замкнутая и очень тяжелая.

«В основном меня воспитывала бабушка, — рассказывает музыкант Daily Storm, — так как мама работала на зоне. Она была офицером. В 2005 году бабушка с дядей сгорели: они ехали под Новый год домой и решили переночевать в вагончике, но их кто-то закрыл и поджег».

«Позднее не стало и мамы, — продолжает молодой человек. — В сентябре 2010-го ее изнасиловали и убили, и нас с пятилетним братом усыновил один из родственников. Брат до сих пор с ним в Ушме, а я уехал. Жил в Ивделе. Употреблял наркотики. Но занялся рэпом, и меня затянуло. Сейчас уже не употребляю, позволяю себе лишь немного алкоголя и сигареты».

По словам артиста, он одинаково хорошо владеет как русским, так и мансийским языками, но петь почему-то хочется именно на родном. И слова, и музыку пишет сам. Темы подсказывает сердце, и любимая из них — это, конечно, про его деревню, где сейчас живет всего несколько человек. Остальные или умерли, или переселились.

«Нравится ли мне что-то молодежное вроде Моргенштерна? — переспрашивает музыкант. — Фу! Я ни одной его песни не слушал, не слушаю и не буду слушать, мне же не 15 лет. И хотя я сам из новой школы, я отношусь к ней скептически и читаю как олдскульник. Из всех музыкантов мне нравится только Эминем!»

Есть у парня и одна заветная мечта: выйти в люди и сделать так, чтобы его народ уважали. Начало положено. «Я единственный мансийский рэпер во всем мире, — говорит он. — Таких, как я, больше нет и, уверен, что в этом веке уже не будет. Кстати, у Holat Chahil есть продолжение. Второй трек уже записан. Третий хочу записать на студии Black Star в Москве. Когда люди прочтут его перевод, они будут в шоке!»

Манси — один из самых малочисленных народов России, коренное население ХМАО-Югры. По данным 2010 года, на всей планете Земля его представляли лишь 12 269 человек, при этом мансийским языком владели лишь 938 из них. «Скромные, добрые и наивные, как дети, — так описывают их в прессе, — чем, конечно же, с удовольствием пользуются туристы и браконьеры».

Кстати, фамилия Анямовы (также, как Бахтияровы и Куриковы) хорошо известна каждому исследователю гибели туристической группы Игоря Дятлова на горе Холатчахль в феврале 1959 года. Ведь именно на них пало подозрение криминалистов. По одной из версий, свердловские туристы разбили лагерь на месте мансийского святилища, а местные жители решили им отомстить. Однако уже в мае уголовное дело было прекращено.

«Произведенным расследованием не установлено присутствие 1 или 2 февраля 1959 года в районе высоты «1079» других людей, кроме группы туристов Дятлова, — говорилось в заключении. — Установлено также, что население народности манси, проживающее в 80-100 километрах от этого места, относится к русским дружелюбно, предоставляет туристам ночлег, оказывает им помощь и т.п. Место, где погибла группа, в зимнее время считается у манси непригодным для охоты и оленеводства».

]]>