Новости путешествий
Отдых в России
Личный опыт
Заграница
Лайфхаки
Путеводители

Кадры в туризме: растить или переманивать

Кадры в туризме: растить или переманивать
Фото: TourDomTourDom

Редакция TourDom.ru предложила первым лицам турператорских компаний подвести итоги года и поделиться мнением – какие тенденции заслуживают внимания? В числе первых откликнулись руководитель Space Travel и гендиректор PAC GROUP . Оба эксперта отметили важный тренд – 2021 год был рынком премиального туризма. С одной стороны, из-за снижения покупательной способности практически исчез запрос на бюджетные туры, с другой – вырос интерес к турам с чеком выше среднего, так как именно обеспеченные клиенты сохранили возможности для путешествий. Они перестроились с одних направлений на другие, которые открыты для гостей из России.

Видео дня

Как следствие, туроператоры пересматривали свой ассортимент, увеличивая предложение на направлениях, где готовы сформировать соответствующий продукт. Их перечислил Илья Иткин – это Мальдивы, Арабские Эмираты, Сейшелы. Тенденцию работы с премиальными турами, по его словам, уловили и многие турагенты. Те из них, кто следили за изменениями и были активны, оказались на волне и демонстрируют отличные результаты. А опустившие руки, наоборот, слабеют. «Как следствие, в 2022 году мы увидим структуризацию рынка: он покажет, кто пойдет дальше, а кто нет», – сказал Илья Иткин. Этот прогноз справедлив и для туроператоров. Если в 2021 году ряд компаний все еще пребывали в анабиозе и ситуация в них была непонятной, «замороженной», то в 2022-м она начнет вскрываться.

Еще одно следствие роста спроса на премиальный продукт – обострение проблемы кадров в туризме, так как у клиентов растут требования к экспертизе исполнителей. «Российские туристы задают новые тренды – активно формируют запрос на новое качество сервиса, за которое готовы платить», – заявил Артур Мурадян. По его словам, в попытках охватить необъятное и туроператорам, и агентам необходимо доказывать свою состоятельность и компетентность. «В связи с постоянным изменением ситуации по ковиду туроператоры снова расширяют свои штаты. Но многие квалифицированные и толковые люди уже приняли решение уйти из турбизнеса в смежные сферы. При этом подготовка новых кадров не поставлена на поток. И это особенно касается узкопрофильных специалистов с большим багажом знаний, а не банальных операционистов со стандартным процессом обработки заявок», – отмечает Артур Мурадян.

В этой ситуации остается или растить кадры с нуля, что долго, или переманивать их, что сопряжено с финансовыми издержками. Сложность еще в том, что в период неопределенности многие просто боятся менять работу.

Илья Иткин согласен – с кадрами трудно, но не считает, что отрасль теряет их из-за разочаровавшихся в профессии. «Это вижу по своей компании – коллектив работает практически весь. И пример “Музенидиса” тоже показал, что опытные специалисты сразу находят себе место в отрасли. Так что в плане кадров у нас, скорее, стагнация – туризм не теряет людей, но и не получает новых», – сказал гендиректор PAC GROUP.

А вот в чем оба руководителя сходятся, так это в общей оценке итогов года. 2021-й точно был лучше 2020-го. Пускай пандемия и затянулась, работа у туроператоров была и дала обнадеживающий результат.