Кадры в туризме: растить или переманивать

Редакция TourDom.ru предложила первым лицам турператорских компаний подвести итоги года и поделиться мнением – какие тенденции заслуживают внимания? В числе первых откликнулись руководитель Space Travel Артур Мурадян и гендиректор PAC GROUP Илья Иткин. Оба эксперта отметили важный тренд – 2021 год был рынком премиального туризма. С одной стороны, из-за снижения покупательной способности практически исчез запрос на бюджетные туры, с другой – вырос интерес к турам с чеком выше среднего, так как именно обеспеченные клиенты сохранили возможности для путешествий. Они перестроились с одних направлений на другие, которые открыты для гостей из России.

Кадры в туризме: растить или переманивать
© TourDom

Как следствие, туроператоры пересматривали свой ассортимент, увеличивая предложение на направлениях, где готовы сформировать соответствующий продукт. Их перечислил Илья Иткин – это Мальдивы, Арабские Эмираты, Сейшелы. Тенденцию работы с премиальными турами, по его словам, уловили и многие турагенты. Те из них, кто следили за изменениями и были активны, оказались на волне и демонстрируют отличные результаты. А опустившие руки, наоборот, слабеют. «Как следствие, в 2022 году мы увидим структуризацию рынка: он покажет, кто пойдет дальше, а кто нет», – сказал Илья Иткин. Этот прогноз справедлив и для туроператоров. Если в 2021 году ряд компаний все еще пребывали в анабиозе и ситуация в них была непонятной, «замороженной», то в 2022-м она начнет вскрываться.

Еще одно следствие роста спроса на премиальный продукт – обострение проблемы кадров в туризме, так как у клиентов растут требования к экспертизе исполнителей. «Российские туристы задают новые тренды – активно формируют запрос на новое качество сервиса, за которое готовы платить», – заявил Артур Мурадян. По его словам, в попытках охватить необъятное и туроператорам, и агентам необходимо доказывать свою состоятельность и компетентность. «В связи с постоянным изменением ситуации по ковиду туроператоры снова расширяют свои штаты. Но многие квалифицированные и толковые люди уже приняли решение уйти из турбизнеса в смежные сферы. При этом подготовка новых кадров не поставлена на поток. И это особенно касается узкопрофильных специалистов с большим багажом знаний, а не банальных операционистов со стандартным процессом обработки заявок», – отмечает Артур Мурадян.

В этой ситуации остается или растить кадры с нуля, что долго, или переманивать их, что сопряжено с финансовыми издержками. Сложность еще в том, что в период неопределенности многие просто боятся менять работу.

Илья Иткин согласен – с кадрами трудно, но не считает, что отрасль теряет их из-за разочаровавшихся в профессии. «Это вижу по своей компании – коллектив работает практически весь. И пример “Музенидиса” тоже показал, что опытные специалисты сразу находят себе место в отрасли. Так что в плане кадров у нас, скорее, стагнация – туризм не теряет людей, но и не получает новых», – сказал гендиректор PAC GROUP.

А вот в чем оба руководителя сходятся, так это в общей оценке итогов года. 2021-й точно был лучше 2020-го. Пускай пандемия и затянулась, работа у туроператоров была и дала обнадеживающий результат.