Цифра приходит в Арктику: как в Мурманской области внедряют умные технологии
«Наш Север» В 2018 году под эгидой министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства был запущен проект «Умный город». Для Мурманской области эпоха активной цифровизации наступила в 2019 году с появлением портала «Наш Север», своеобразной «жалобной книги». Портал позволил наладить диалог власти и жителей, создать единую точку сбора данных для анализа проблем. «За два года функционирования ресурса обработано более 25 тысяч сообщений, проведено 70 голосований. Накопленная аналитика помогла вычленить системные проблемы и определить следующие приоритетные отрасли цифровизации», – рассказала агентству «ФедералПресс» первый вице-губернатор региона Оксана Демченко. По словам руководителя мурманского Центра управления регионом, для которого «Наш Север» стал одним из инструментов общения с жителями, Алексея Медведева, сегодня жители могут также принимать участие в конкурсах, следить за важными в регионе стройками онлайн и получать информацию о различных бытовых проблемах, будь то отключение воды или перекрытие дорог. «Это прямая связь с каждым жителем – максимально полная информация о жизни области. С помощью портала можно быстро подать сигнал власти. Есть еще значительный банк информации, благодаря которому можно проанализировать жалобы, отследить «болезненные» участки и сформировать системные решения», – отметил Алексей Медведев. «Умная» уборка Одна из насущных проблем для жителей Заполярья – уборка улиц и дворов, ведь от этого зависит качество жизни в северных городах. В начале этого года в регионе внедрили «Систему мониторинга уборки территорий» (СМУТ), которая позволяет в режиме реального времени следить за тем, как справляются с работой подрядчики. По словам Оксаны Демченко, сегодня система позволяет формировать задания на уборку по 120 видам работ и контролировать исполнение условий договоров с предприятиями на основе навигационных данных, фото- и видеофиксации, причем не только по механизированной, но и по ручной уборке дорог и объектов. «Для жителей создали своеобразное зеркало системы, где в открытом доступе можно отслеживать как технику, так и запланированный график уборки. Благодаря такому подходу удалось на 10 % сократить число жалоб по сравнению с аналогичным периодом 2020 года», – пояснила вице-губернатор. «Умный» транспорт Еще один полезный и наглядный сервис – интеллектуальная транспортная система, которая по сути является цифровым двойником дорожной сети региона. Как пояснил Алексей Медведев, на каждом автобусе и троллейбусе стоят датчики системы ГЛОНАСС, которые позволяют контролировать передвижение общественного транспорта. «Это отраслевая система, но информация о передвижении транспорта поступает в «Яндекс. Карты», на которых легко можно увидеть, где находится автобус или троллейбус, сколько его ждать. Для жителей – очевидный плюс, тем более с учетом северной погоды», – отметил глава ЦУРа. По мере накопления информации в этой системе специалисты смогут анализировать «узкие места», прогнозировать ситуацию в случае установки пешеходного перехода или светофора. Окно для инвесторов В июле этого года был запущен инвестпортал – «одно окно для инвестора», содержащий развернутую информацию об инвестиционных возможностях региона, с помощью которого предприниматели могут предложить свою идею, принять участие в существующем проекте, подобрать площадку и меры поддержки. Это особенно актуально сегодня, когда в Мурманской области созданы уникальные условия для инвестирования – создана ТОР «Столица Арктики», действуют арктические законы по поддержке предпринимателей. Потенциальные инвесторы могут оценить все преимущества региона с помощью интерактивной инвестиционной карты, где представлены проекты, свободные площадки, перспективные месторождения, транспортная, инженерная инфраструктура и многое другое. Здесь же можно подать заявку и получить быструю обратную связь. Для иностранных инвесторов портал доступен на четырех языках: английском, финском, китайском и норвежском. Выбор языков обусловлен географическим расположением Мурманской области и способствует укреплению экономического партнерства спотенциальными иностранными инвесторами. Туристический помощник Осенью прошлого года заработал интерактивный туристический портал, где можно найти карту региона с туристическими и культурными объектами, каталоги маршрутов и экскурсий. Интерактивный ресурс позволяет наладить взаимодействие между пользователями и туроператорами. На сегодняшний день портал вырос в полноценный «Цифровой туристический гид Мурманской области». Гид murmansk.travel позволяет гостям спланировать идеальное путешествие по Кольскому полуострову, поскольку содержит полную информацию об объектах, событиях и маршрутах по различным видам туризма: гастрономическому, экологическому, промышленному, паломническому, этнографическому, познавательному и активному. Пользователям доступен каталог отелей, ресторанов, музеев, театров, исторических и природных памятников, здесь можно даже отслеживать прогноз северного сияния. «Для удобства наших гостей мы реализовали маркетплейс с возможностью сразу оплачивать понравившиеся экскурсии, авиабилеты, бронировать гостиницы. И самое главное – мы будем видеть, как работает каждый участник рынка, и в зависимости от этого поддерживать, стимулировать, повышать качество сервиса», – добавила Оксана Демченко. Единая цифровая платформа Однако если локальные цифровые сервисы «Умного региона» собирают данные разных отраслей и помогают выявить самые острые вопросы, то решать комплексные проблемы может только единая цифровая платформа управления регионом. Система собирает данные из разных источников: от жалоб жителей в соцсетях до информации по нацпроектам. «Помимо интеграции данных в системе, с помощью платформы осуществляется оперативный контроль важнейших направлений развития области: национальные проекты, дорожные карты по приоритетам губернатора, план «На Севере – жить!» и многое другое. Все эти процессы происходят онлайн, включая видеонаблюдение», – рассказала Оксана Демченко. По ее словам, эффективность системы еще предстоит оценить, но уже сейчас власти региона видят экономию в 100 человеко-часов в неделю. Как рассказал руководитель мурманского ЦУРа, жители области все более активно включаются в диалог с властью с помощью новых сервисов и инструментов, только в этом году в центре обработали более 90 тысяч обращений, отправленных через соцсети. Будущее – за «цифрой» По мнению Алексея Медведева, все цифровые сервисы позволяют накопить большой объем данных, который впоследствии можно будет использовать для аналитической работы. «Цифра не стоит на месте, появляется много нового… Предстоит плотнее поработать по таким отраслям, как образование, здравоохранение. Многое по этим направлениям стало привычным, как электронные дневники или запись к врачу через интернет, но еще больше предстоит сделать», – считает Алексей Медведев. В эпоху цифровизации перед руководителями ИТ-служб предприятий и учреждений встают новые задачи. По мнению Оксаны Демченко, уже сейчас в госсекторе необходима технология искусственного интеллекта. «Надеюсь, что в скором будущем эта технология станет настоящим помощником в принятии решений. В 2022 году мы планируем пилотировать Систему поддержки принятия врачебных решений на базе искусственного интеллекта», – пояснила первый вице-губернатор. Кроме того, в 2022 году власти Мурманской области планируют сконцентрироваться на системах безопасности населения. В первую очередь – это видеонаблюдение с видеоаналитикой, причем не только в городах, но и в медицинских учреждениях. В ближайших планах также создание первого Центра обработки данных в Арктике. Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский