Любовь и магия: ростовскому Платову – четыре года

Ростовская область, 10 декабря 2021. DON24.RU. Уже четыре года международный аэропорт Платов встречает и принимает пассажиров. По последним данным, в донской авиагавани обслужили 11,292 млн человек. Каждый из них, находясь в предвкушении полета, нового путешествия, редко задумывается, а что происходит за кулисами аэропорта. Фото: Елена Бондаренко / ГУП РО «Дон-медиа» / «Молот» А с кирпичами можно? Первый человек, с которым встречаются пассажиры, заходя в здание аэровокзала, – это инспекторы по досмотру службы авиационной безопасности. Еще один пост смены – на предполетном досмотре. По пути к нему в застекленном стеллаже представлены реальные изъятые предметы: аэрозоли, газовые баллончики, морская дымовая шашка, ракетница, муляжи кастетов, строительные инструменты и даже… кирпичи. Это лишь небольшая часть изъятого, уверяет старший инспектор по досмотру пассажиров центра транспортной и авиационной безопасности Александр Филатов. Он признается, что в его непростой миссии самое сложное – общение с людьми. Хотя немало существует и нюансов в работе с досмотровым оборудованием. Например, непрерывно наблюдать за изображениями на интроскопе можно не более 20 минут, иначе глаз замыливается и концентрация внимания падает. Сказывается и общение с людьми. Без перезагрузки не обойтись, считает Александр Филатов. Кстати, трудится он с 2016 года, то есть еще со времен старого аэропорта, и по-прежнему каждый день с удовольствием приходит на работу. Вообще, это одна из особенностей людей, работающих в данной отрасли. Все они без преувеличения влюблены в авиацию и аэропорт. Роза и порядок Роза Перминова связана с авиацией с 1990 года, начинала приемосдатчицей багажа на регистрацию, потом трудилась агентом, диспетчером, начальником смены и начальником службы пассажирских перевозок. Она всегда любила свою работу, в первую очередь общаться с пассажирами и решать вопросы любой сложности в пределах своей компетенции. В Платове она начальник аэровокзального комплекса, этой должности прежде в старом аэропорту не было. Розу Павловну еще называют хозяйкой аэровокзального комплекса. Она участвовала в подготовке к открытию Платова и знает каждый уголок в терминале! «Жаль, что вы сегодня пришли, ведь завтра начинаем готовиться к Новому году, и у нас станет еще красивее, чем сейчас», – сетует она, с удовольствием рассказывая, как выбирала украшения для создания новогоднего настроения на аэровокзале. На площадке между эскалаторами уже установлена 15-метровая елка, вокруг которой разложено множество подарков и стоит тележка с оленем, ее очень любят дети! Елка хорошо смотрится на площадке, видна с любой точки аэровокзала и является притягательным местом для фотографирования. В целом же должность Розы Павловны, кажется, распространяется абсолютно на все, что есть в терминале. «В здании аэровокзала все должно соответствовать стандартам сервиса, ведь Платов – обладатель пяти звезд «Скайтракс». Поэтому, когда я иду по аэровокзалу, понимаю – все должно быть чистым, исправным и красивым. Тем более, это все мое, родное, и мне есть дело до всего, что находится в терминале», – признается Роза Перминова. Действительно, когда, например, в туалетных комнатах есть мыло, санитайзеры, оборудование работает исправно, это воспринимается как должное. Но за всем этим стоит большой труд. Также нужен строгий контроль как за работой технологического оборудования, которым пользуются пассажиры (лифты, эскалаторы, другая техника), так и за наличием навигационных знаков. В ожидании уникального лайнера За порядком следит и служба наземного обслуживания воздушных судов. Они занимаются встречей самолетов, их выпуском, загрузкой и разгрузкой багажа, проводят предполетный и послеполетный осмотр и т. д. Важно, чтобы самолет был технически исправен, объясняет начальник смены службы наземного обслуживания Дмитрий Тучков. Зимний период всегда сложнее как для специалистов, так и для него как начальника смены, ведь необходимо максимально рационально распределить ресурсы и персонал для выполнения всех наземных операций, провести выборочный контроль. Зимой к наземному обслуживанию самолетов добавляется обработка самолетов противообледенительной жидкостью. «Противообледенительная обработка – один из самых важных этапов обслуживания. Не все люди понимают, зачем она нужна и почему опасно обледенение. Вот смотрите: для взлета нужна определенная подъемная сила крыла, со льдом будет срыв потока и совсем другая подъемная сила, другое сопротивление», – уточняет Дмитрий Тучков. Фото: Елена Бондаренко / ГУП РО «Дон-медиа» / «Молот» В этой профессии он с 2009 года. Первый самолет, который увидел в аэропорту на проспекте Шолохова, – АН-24, летавший в те времена в Сочи. «Сейчас наш аэропорт допущен до приема почти всех типов воздушных судов, довелось обслуживать разные суда, когда они прибывали к нам, в том числе как на запасной аэродром. Такие случаи совсем не редкость, так что практически все типы самолетов мы посмотрели», – признается Дмитрий Тучков, но все же уточняет, что интересно будет поработать с Airbus A220. Эти лайнеры в следующем году должен получить базовый авиаперевозчик Платова «Азимут». Они не обслуживались еще ни в одной российской авиакомпании, а служба Дмитрия Тучкова допуск к ним уже получила. Экипаж принимает решение Обслужить воздушное судно и пассажиров согласно суточному плану полетов и обеспечить регулярность отправлений – одна из миссий центра планирования и управления подготовкой воздушных судов. Фото: Елена Бондаренко / ГУП РО «Дон-медиа» / «Молот» «Наша работа строится на инструкциях, утвержденных специалистами. Это жесткие рамки. Но все-таки здесь есть место для творчества», – уверяет ведущий инженер центра планирования и управления подготовкой воздушных судов Антон Разуваев. Диспетчер, ориентируясь на суточный план полетов, ожидает определенные рейсы на прибытие, другие – на вылет. Контролирует техпроцессы по обслуживанию воздушного судна, в зимнее время – готовность искусственных покрытий перрона для приема и обслуживания рейсов. И тут поступает информация, что на вынужденную посадку идет рейс, например Сочи – Москва. На борту – ухудшение здоровья пассажира. «Такое сплошь и рядом, потому что мы каждые сутки обслуживаем тысячи пассажиров, и мимо нас пролетают еще сотни тысяч. Всегда может что-то произойти, и к этому нужно быть готовыми. Итак, если экипаж принимает решение совершить вынужденную посадку, нужно оповестить все службы для встречи борта вне расписания, ему нужно обеспечить стоянку, отправить сотрудников на обслуживание воздушного судна, обязательно поставить в известность медиков аэропорта. Если у экипажа есть информация, что требуется реанимобиль, то нужно его вызвать. То есть необходимо предусмотреть все-все-все нюансы. Для человека вне аэропортовой деятельности это будет казаться нештатной ситуацией, но не для наших сотрудников», – уточняет Антон Разуваев. А если туман? «Штатно-нештатная» ситуация может произойти в том числе из-за погоды, в частности из-за перепадов давления, температур. «Пару раз бывало, что из-за тумана не было видно даже ближайшей к нам красно-белой мачты освещения. Естественно, при этом многие воздушные суда не могут вылететь, начинаются задержки рейсов», – добавляет Антон Разуваев. В этой ситуации старшему диспетчеру нужно правильно распределить приоритетность обслуживания бортов, чтобы была соблюдена вся очередность. На его памяти бывало все, в том числе рождение ребенка на борту воздушного судна в 2018-м. В том же году, в июне, когда Ростов принимал матчи чемпионата мира по футболу, на Платов пришлась пиковая нагрузка: взлет и посадка были каждые три минуты. На удивление, самая спокойная ночь – новогодняя. Но есть традиция, связанная с ней. У старшего диспетчера есть радиостанция, по которой экипаж может включиться и сообщить о какой-то особенности в обслуживании. В новогоднюю ночь экипажи обычно поздравляют наземные службы с праздником. От судьбы не улетишь «Мы всегда желаем чистого неба, потому что, как ни крути, наша непосредственная деятельность зависит именно от неба. Мы все разные люди, у нас абсолютно различные подходы к работе, но нас объединяет невероятная любовь к небу и авиации. Наверное, никто однозначно не скажет, что именно привлекает в этой работе. Есть какая-то магия в авиации», – говорит Антон Разуваев. В этой профессии он почти 10 лет, хотя сначала всячески старался не продолжать авиационную династию, еще в детстве насытившись атмосферой аэропорта. Он даже просыпался каждое утро от шума, когда прогревался ТУ-134. Перепробовал множество профессий, был бухгалтером, аниматором, оператором, предпринимателем, потом успел и в армии послужить, в том числе по контракту. «После армии меня стало что-то глодать... На тот момент никто из моих родных уже не работал в аэропорту, но однажды я встретил соседку, и она сказала, что в соседнем отделе их большой авиакомпании набирают сотрудников», – вспоминает Антон Разуваев. Новость оказалась судьбоносной, так как вместо своей работы мужчина сразу поехал на будущую. На месте он признался, что абсолютно ничего не знает об авиационной отрасли, но ему дали шанс. Как сказал Олег Практически ко всему в Платове готов и один из начальников комплексной смены предприятия Олег Рыбалка. Его слово – закон для всех в авиагавани. Он координирует и контролирует деятельность всех структурных подразделений, участвующих в подготовке рейсов и обслуживании пассажиров. «Каждую смену могут возникнуть какие-то непредвиденные обстоятельства, и чтобы обеспечить непрерывный производственный процесс, приходится вмешиваться и принимать решения. Сегодня (1 декабря. – Прим. ред.) был первый снегопад, техника подготовлена к зимнему периоду, но есть свои нюансы, при первом запуске выявляются какие-то шероховатости», – признает Олег Рыбалка. Зимой объем работы увеличивается у всех служб, однако важно, чтобы все рейсы шли по расписанию, несмотря ни на какие погодные условия. «Когда мы чистим перрон от снега, полосу, пассажирам стоит не переживать, что что-то происходит, а можно просто смотреть в окна и любоваться самолетами», – рассуждает Олег Рыбалка, работающий в авиационной отрасли 21 год. Однако рассказать о какой-то неординарной ситуации он не смог, говорит, что «каждый день что-то новое, и приходится включать все стороны головного мозга».