Нужна «калитка»: глава Utair предложил отказаться от гигантских аэропортов

Огромные аэропорты себя изжили, нужна «калитка» к самолету — об этом на заседании комиссии РСПП заявил гендиректор Utair Андрей Мартиросов. По данным РБК, он подверг критике инвесторов, строящих циклопические сооружения. Тренд, по его мнению, сейчас совсем другой.

Нужна «калитка»: глава Utair предложил отказаться от гигантских аэропортов
© BFM.RU

Мировая авиаиндустрия отходит от практики гигантских хабов-аэропортов. Залы ожидания, терминалы, фудкорты, магазины, стоянки, несколько этажей — настоящий мини-город — уже не в тренде. Растущие проблемы авиаотрасли в эпоху пандемии и перекосы в логистике в пользу крупных городов заставили задуматься об этом и российских перевозчиков. С одной стороны, заявляется, что в аэропортах будет распознавание лиц, чтобы ускорить поток людей, с другой — продолжается строительство гигантских залов ожидания. Людям, условно говоря, нужна «калитка на аэродроме», а не огромные фудмоллы. Поэтому хабы-аэропорты — это технология вчерашнего дня, говорит авиаэксперт, главред портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин. Правда, за редкими исключениями, как в Стамбуле, где три года назад открыли аэропорт площадью 1,5 млн квадратных километров.

Илья Шатилин авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru «Хабовая модель, когда строятся огромные аэропорты-хабы, в которых аккумулируется пассажиропоток, возможно, устаревает. Тенденция к тому, чтобы лететь на самолете меньшей вместимости, но напрямую, прямым рейсом между двумя городами. Теряется интерес к огромным А380, они снимаются с производства. Вот что он имел в виду. Но то, что строить просто «калитку», — тоже перебор. Тенденция идет к тому, что аэропорты пытаются зарабатывать в первую очередь на неавиационных доходах. Я думаю, что хабовая модель еще будет очень долго сохраняться, особенно на дальнемагистральных перевозках».

Конечно, огромные аэропорты — далеко не главная проблема нашего авиарынка. Но и сказать, что все авиапотоки в России заняли Москва и Санкт-Петербург и забрали трафик у регионов, тоже нельзя. Да, крупнейшие аэропорты страны продолжают расширение: два года назад, прямо в начале пандемии, в «Шереметьево» запустили международный терминал С. Но в то же время появились новые небольшие аэропорты в Ростове-на-Дону и Саратове, новые терминалы в Нижнем Новгороде и Самаре. А на опасения главы Utair о том, что мы останемся с пустыми гигантскими сооружениями, за рубежом есть ответ. На территориях старых аэродромов США, Германии, Канады, Греции и других стран разбивают парки, открывают музеи, стадионы и даже отели. Вариантов масса.

Главным аргументом против «сжатия» аэропортов остаются новые требования безопасности. А они предполагают растущую инфраструктуру, говорит гендиректор Ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктор Горбачев:

Виктор Горбачев гендиректор Ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации «Аэропорт — это не автобусная остановка, что подошел, сел и поехал. Хочешь не хочешь, ужесточаются требования по обеспечению авиационной безопасности. Должны мы предоставить комфорт, люди должны сесть, отдохнуть, кто-то приехал раньше, кто-то захочет и перекусить. Поэтому делаются крупные хабы-аэропорты. Если говорить о мелких аэропортах регионального значения и местных воздушных линиях — и то там нужно обождать, пока ты пройдешь все эти процедуры. Нельзя делать их как павильоны».

На заседании комиссии РСПП выступили и представители S7: по их статистике, сейчас аэропорты компенсируют снижение прибыли увеличением тарифов. И за этот год стоимость обслуживания в аэропортах выросла на 15%. По оценкам аналитиков авиарынка, объем пассажиропотока может не вернуться к допандемийным значениям уже никогда. Слишком велик отток бизнес-сегмента, который перешел в онлайн и перестал ездить на форумы и встречи. А что касается туризма и ситуации с закрытыми границами — еще неизвестно, сколько лет будет лихорадить.