В России предложили ввести штраф за задержку регулярных рейсов. Его авиакомпании должны выплатить государству

За задержку регулярных рейсов авиакомпании должны платить государству. Так считают в Генпрокуратуре и Минтрансе. Ужесточение наказания для перевозчиков предусмотрено в новой редакции КоАП, рассказал газете «Известия» представитель надзорного ведомства Михаил Яненко. Он отметил, что в 2021 году выросло число задержек рейсов, в ряде случаев авиакомпании нарушали права пассажиров. Среди причин задержек Яценко назвал: позднее прибытие самолета в аэропорт, техническую неисправность, отсутствие резервных бортов и метеоусловия. Комментирует главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:

В России предложили ввести штраф за задержку регулярных рейсов. Его авиакомпании должны выплатить государству
© BFM.RU

Роман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «Этого делать не только не нужно, но и в принципе нельзя, потому что зачастую задержки рейсов связаны и с необходимостью обеспечения как транспортной антитеррористической безопасности, так и безопасности полетов, то есть исправности воздушного судна. Если мы будем ставить авиакомпании перед выбором лететь на неисправном судне, но не заплатить штраф, или же, если вдруг появилась неисправность, сначала устранить ее, а потом полететь, просто еще за это и накажут, то я считаю, что это совершенно несправедливая альтернатива и очень опасная. Зачастую задержки рейсов происходят не по вине авиакомпаний. Это и погодные условия, и может задержать аэропортовая служба. В конце концов, если пассажир сдал свой чемодан, и он уже погружен в багаже в самолет, а пассажир не явился на вылет, или его не допустили по какой-то причине, по закону его багаж должен быть снят с рейса, прежде чем самолет улетит. Это тоже вопрос безопасности. Поиск чемодана занимает полчаса или даже час. Вот вам и задержка, и что же, мы за все это еще будем штрафовать авиакомпании? Тем более речь идет не о компенсациях пассажирам за задержку рейса, которая предусмотрена Воздушным и Гражданским кодексом, а речь идет о штрафах в пользу государства. Самое несправедливое во всей этой истории, что за все штрафы, которые будет брать государство с авиакомпаний, придется потом заплатить все равно пассажирам, потому что другого инвестора в авиационной отрасли нет».

По данным издания, ответственность авиакомпаний за задержку рейсов планируется закрепить по аналогии со статьей КоАП «Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии». По этой статье наказание для юрлиц — до 200 тысяч рублей или приостановка деятельности на три месяца.

Запретить авиакомпании летать на такой период практически невозможно, учитывая глубину бронирования билетов, маршрутную сеть и так далее, считает ряд экспертов. Штрафы, если они будут маленькими, тоже не исправят ситуацию, говорит авиаюрист Алексей Елтунов:

— Будет своеобразное задвоение, поскольку на сегодняшний день в Воздушном кодексе есть ответственность авиаперевозчика непосредственно перед пассажиром. Если авиаперевозчик задержал рейс, то он обязан оплатить по требованию пассажира определенную сумму за не качественно оказанную услугу. Помимо этого еще есть федеральный закон о защите потребителей, по которому пассажир может потребовать компенсацию. Будет задвоение в том, что государство будет штрафовать авиакомпании, пассажиры будут предъявлять свои претензии. Как сложится правоприменительная практика в этом направлении и как это повлияет на дисциплинированность авиакомпаний, предположить сложно. Но как все эксперты говорят, скорее всего, это повлияет на цену авиабилета, потому что авиакомпании 100% будут перестраховываться.

— Согласно документу, планируется закрепить специальную ответственность авиакомпании за задержку рейсов на регулярных маршрутах, и по этой статье за грубое нарушение предусмотрен штраф 200 тысяч рублей или приостановка деятельности на срок до 90 суток. Как вам эти меры?

— Если все-таки будет действовать приостановка деятельности, то это будет действенная мера, а штрафные санкции в размере 100 тысяч или 200 тысяч рублей для авиакомпании это не такие деньги. По американскому опыту, у них была градация в зависимости от типа воздушного судна, массы и так далее, и штрафы были у них существенные.

Сейчас при задержке внутреннего рейса пассажир может взыскать с авиакомпании за каждый час просрочки 25% от базовой суммы МРОТ, которая составляет 100 рублей. В случае обстоятельств непреодолимой силы, например, нелетной погоде или ситуаций, не зависящих от перевозчика, авиакомпания пассажиру ничего не заплатит.