Новости путешествий
Отдых в России
Личный опыт
Заграница
Лайфхаки
Путеводители

От Ростуризма ждут доработки правил обращения туристов за компенсациями в «Турпомощь»

От Ростуризма ждут доработки правил обращения туристов за компенсациями в «Турпомощь»
Фото: TourDomTourDom

ответил на предложение Альянса туристических агентств возместить убытки клиентам двух экс-туроператоров («Юникорн», «Инфлот Круизы и Путешествия») из фондов персональной ответственности «Турпомощи». Туристы «вправе обратиться в ассоциацию "Турпомощь" в целях получения возмещения», – указано в письмах Федерального агентства, копии которых есть в распоряжении редакции.

Видео дня

Как сообщает Ростуризм, ФПО формируются участниками «Турпомощи» для возмещения реального ущерба, возникшего в результате неисполнения обязательств по договору о реализации турпродукта (статья 11.6 ФЗ № 132). При этом согласно Правилам выплат, утвержденным постановлением правительства № 1532 от 23 сентября 2020 года, реальный ущерб – это расходы, понесенные туристами именно в связи с неисполнением обязательств.

Факт причинения ущерба, казалось бы, не вызывает сомнений. В АТА подчеркивают, что обе вышеуказанные компании имеют долги за не состоявшиеся в 2020 году туры и не возвращают деньги. При этом обратиться к страховщикам несостоявшиеся туристы уже не вправе, так как Ростуризм исключил «Инфлот» и «Юникорн» из реестра туроператоров в связи с истечением сроков договоров страхования, а не по причине неисполнения обязательств. Случай нестраховой.

Альянс турагентств уже направил письма в «Турпомощь» с просьбой начать сбор требований о возмещении ущерба и разместить информацию для клиентов ООО «Юник» и «Инфлота» на своем сайте. В свою очередь, в ответ на запрос TourDom.ru в «Турпомощи» сообщили, что подготовят информацию позже. «Пока, кроме вас, никто не обращался. Мы сделаем всё, чтобы соблюсти интересы туристов», – отметили в ассоциации.

Парадокс в том, что четвертый пункт упомянутых выше Правил гласит: фактом причинения реального ущерба туристу считается дата, когда туроператор публично (через СМИ или на своем сайте. – Ред.) объявил о прекращении туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения обязательств по проданным турам.

Обе компании таких заявлений не делали. Поэтому вопрос в том, как поступит «Турпомощь», открыт. С одной стороны, есть пострадавшие и целевой фонд для компенсаций. С другой – по Правилам ассоциация должна отказывать туристам. Кроме того, накопления в ФПО – это не деньги «Турпомощи», а собственность членов ассоциации. Согласно статье 11.6 ФЗ-132 «Турпомощь» вообще должна вернуть их владельцам «Юникорна» и «Инфлота», правда, «при условии выполнения им всех обязательств перед туристами по заключенным договорам о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма».

Очевидно, что такая ситуация ненормальна. Формируется практика, при которой Ростуризм тихо исключает из реестра туроператоров с истекшими фингарантиями и невыполненными обязательствами, при этом предназначенные для компенсаций туристам средства остаются незадействованными и просто хранятся в «Турпомощи», так как бывшие туроператоры не объявляют публично о неисполнении обязательств и сами не могут забрать эти деньги.

Размеры фондов «Юникорна» и «Инфлота» относительно невелики. Первый накопил 3 млн 800 тыс. руб., второй – 11 млн. Но в «Турпомощи» состоят и туроператоры с гораздо более солидными суммами – в десятки и сотни миллионов. Накопления будут увеличиваться, так как из-за отказа страховщиков продлевать договоры в 2022 году ФПО станет для подавляющего большинства туроператоров выездного туризма единственным реальным способом сохранить членство в реестре. Очевидно, что от Ростуризма ждут реакции на назревшую проблему: процедура компенсаций туристам из фондов персональной ответственности нуждается в доработке.

В противном случае будут возникать конфликты и сложные ситуации. Например, может получиться так, что в случае признания туроператора банкротом деньги для компенсаций туристам попадут в общий котел, распорядителем которого станет временный управляющий. В этом случае средства банкрота, в том числе ФПО, сначала пойдут на компенсации долгов перед бюджетом, затем перед сотрудниками и только в третью очередь – перед кредиторами, в том числе туристами. О таких сценариях ранее предупреждал и директор «Турпомощи» .

Между тем в отношении «Инфлота» процедура наблюдения, предшествующая банкротству, уже введена. 13 декабря истекает срок, до которого клиентам предлагается подать заявление на включение в реестр кредиторов. А 15 декабря в Арбитражном суде запланировано очередное заседание по иску о признании банкротом ООО «Юник». Из материалов дела следует, что задолженность перед налоговой частично погашена. В сентябре директор компании Халис Чилидзе заявлял TourDom.ru, что вопрос с налоговой решен, выплаты туристам идут и рассчитаться с ними он планирует до конца года.