В аэропортах очереди на тестирование на «омикрон». Получится ли организовать процесс лучше?

Можно ли уберечь Россию от «омикрона» и организовать качественный прием прилетающих из стран, где уже выявили новый штамм ковида? В «Шереметьево» опять многочасовые очереди на экспресс-тесты. При этом некоторые пассажиры рейсов из Африки, которым положен двухнедельный карантин, умудряются избегать обязательного двухнедельного карантина в обсерваторе.

В аэропортах очереди на тестирование на «омикрон». Получится ли организовать процесс лучше?
© BFM.RU

В «Домодедово» 3 декабря прилетел самолет с россиянами из ЮАР. Странность в том, что перед прибытием в Москву лайнер забрал пассажиров из Намибии и Эфиопии. И этих туристов также попросили проследовать в обсерватор на две недели. Видео опубликовал телеграм-канал Shot:

«Нас, всех 170 человек, выгрузили, закрыли в не очень большом пространстве и сейчас принудительно заставляют нас ехать в обсерватор на 14 дней. Мы находимся здесь уже шестой час. Пока никакого вразумительного диалога не получается».

В итоге автора видео все-таки отправили в обсерватор в Сергиевом Посаде. Business FM поговорила с москвичкой Татьяной, которая прилетела тем же рейсом из Кейптауна. По ее словам, очень многим удалось смешаться с толпой в санитарной зоне и просто сбежать:

— Начали брать ПЦР и начали аккуратно нас выводить по десять человек. Но там получилось несколько моментов, когда была движуха, и в этот момент некоторые люди начали уходить, кто-то попытался смешаться с другими прибывающими, потому что все равно эти люди тоже оказывались в этой зоне. И точно, судя по тому, сколько сейчас людей здесь, достаточно много ушло, еще вечером прибыл рейс Lufthansa, которой тоже консульство в ЮАР рекомендовало покупать рейсы, и их спокойно выпустили, их никто не задержал.

— Про них у вас откуда информация, вы же в это время были в обсерваторе?

— Во-первых, есть чат. В этом чате все пишут, они написали, что спокойно прилетели и вышли, друзья. Если этот штамм действительно опасный, почему кого-то отпускают, а кого-то задерживают?

У девяти пассажиров этого рейса был обнаружен ковид. Каким штаммом он вызван, пока неизвестно. Но если бы зараженные были среди тех, кто, по словам Татьяны, сбежал, был бы большой скандал. Но пока его нет. Самолеты из Великобритании, Израиля и других стран, где уже есть заражение «омикрон»-штаммом, летают несколько раз в неделю. И сообщения об очередях появляются почти каждый раз. В ночь на воскресенье в Москву прилетел самолет из Лондона. Температуру тела прибывших измеряли прямо на борту. Процедура заняла около получаса. После этого людей привезли на автобусах к терминалу, но выпустили не сразу: в зале уже была большая очередь на экспресс-тесты. Результаты известны уже через две минуты, но нужно заполнить анкету и пообщаться с сотрудником Роспотребнадзора. А их на весь самолет шесть человек. В общем, прилетевшие вышли в город только спустя два часа после приземления. В середине недели Business FM отправила запрос в Роспотребнадзор, зачем вообще массово тестировать людей, которые сели на рейс по отрицательному ПЦР-тесту? На запрос Роспотребназдор прислал список из 13 стран, прилетающие из которых подлежат тестированию, и заявил, что ситуация на контроле. И все. Но понятно, что отрицательный ПЦР мог быть сделан за пару дней до вылета, когда болезнь еще не проявилась. В такой ситуации чем больше проверок, тем лучше. К сожалению, лучше, чем сейчас, проверка прилетающих из уже зараженных стран вряд ли будет организована, считает директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович:

Лариса Попович директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ «С самого начала было понятно, что Москва является серьезным транспортным хабом и, несколько десятков тысяч человек в день принимая, не способна обеспечить полный контроль. Поэтому опираться нужно на общественное самосознание, к сожалению, это пока единственное. Те, кто прибывает, должны понимать, что они являются потенциальной биологической бомбой, будь это очень опасный штамм или не очень опасный штамм — неизвестно. В любом случае заражать окружающих нельзя. Без понимания этого вы не поставите около каждого человека тестирующего врача и не сделаете для каждого индивидуальную перевозку. Делают то, что могут».

Кроме того, надо понимать, что ситуация может измениться, когда ВОЗ наконец расскажет, насколько опасен «омикрон». Или когда мы его упустим и он станет частью нашей жизни.