Как отдыхают саудовские принцы и еще несколько историй от основательницы «ЧеченТура»

Когда в 2010 году студентка Российской международной академии туризма Элина Батаева писала дипломную работу о туристическом потенциале Чечни, ее преподаватели недоумевали: какой может быть туризм в разрушенной войной республике?

Как отдыхают саудовские принцы и еще несколько историй от основательницы «ЧеченТура»
© «Это Кавказ»

Но Элина стояла на своем. Ее отец был родом из Чечни, сама она выросла в Подмосковье, вышла замуж за чеченца. Когда он возил ее по родным горам, девушка поняла, чем хочет заниматься и где развивать туризм. И мужа тоже заразила этой идеей.

Чайное начало

Преддипломную практику девушка проходила в ГУП «Тур-Экс» Чеченской Республики, затем руководила турфирмой «Возрождение» — организовывала экскурсии по всем маршрутам, о которых писала в дипломной. Параллельно вела личный блог о путешествиях по республике Elinium, вместе с подругой разработала бренд «ЧечняТревел».

В мае 2013 года Элина с мужем основали компанию «ЧеченТур», но вскоре инициативную девушку пригласили на работу в правительственный Комитет по туризму, где она четыре года занималась разработкой бренда Visit Chechnya.

— Пока я была на госслужбе, супруг руководил «ЧеченТуром» и туроператором «Эльгас». Мы все делали вместе с нуля. В семейном бизнесе мы распределили задачи: он занимался транспортными вопросами, а я работала с людьми, — рассказывает Элина.

Десять лет назад Чечню посещали в основном творческие люди — художники, писатели, журналисты из разных стран, вспоминает Элина. Для обычных туристов нужно было запустить новые маршруты.

— Кроме традиционно популярных направлений — озера Кезеной-Ам, Аргунского ущелья и Грозного — у меня был азарт развивать культурный и познавательный туризм. Одним из первых наших крупных проектов стал железнодорожный круиз «Чайный экспресс» в 2015 году. Автором идеи был министр по туризму Ингушетии Станислав Аристов. Он доверил нам этот проект, и мы с мужем продолжили его уже от лица нашего туроператора «Эльгас». Сейчас ж/д круизы набирают обороты, а тогда это был совершенно новый туристический продукт.

Еще одна идея — познакомить туристов с древними национальными промыслами.

— Со времен Великого Шелкового пути на Кавказе процветало ковроткачество. Поэтому мы сделали проект «Ханское чаепитие». Нашли торговую галерею в Грозном и известного дизайнера по коврам. Она оформила нам помещение, развесила изделия разных стилей и эпох. Во время экскурсии гости могут узнать об истории старинного ремесла, вместе с мастерицей попробовать соткать ковер, а потом выпить в этом роскошном интерьере ароматного горного чая со сладостями.

Про наши и ваши налоги

Многие туристы, по словам Элины, приезжают в Чечню, чтобы посмотреть на город, который буквально восстал из пепла.

— После войны большую часть бюджета тратили на восстановление инфраструктуры, теперь в Чечне прекрасные дороги — лучшие на Северном Кавказе. Иногда туристы проявляли скепсис, говорили, мол, «отстроились на наши налоги». Но мы вежливо объясняли, что люди здесь тоже работают и платят налоги. А годовой бюджет нашей дотационной республики немногим больше бюджета реконструкции Большого театра. Туристы, как правило, понимающие, но иногда находятся и негативно настроенные. Так что гид должен быть еще и психологом, уметь успокоить и найти подход.

К подбору гидов Элина относится особенно внимательно. В основном это теле- и радиоведущие, педагоги, врачи. Все с высшим образованием, хорошо знающие историю. Туристы часто удивляются, видя светловолосых голубоглазых гидов «ЧеченТура», которые говорят хорошим, литературным языком и без акцента.

А еще многих туристов удивляет богатство чеченских домов. Им объясняют, что здесь в культуре заложено все вкладывать в дом: никто не поедет в отпуск, когда можно сделать ремонт. Но и этот менталитет ломается — чеченцы тоже начинают задумываться об отдыхе, не стесняясь признаться в этом родственникам.

Тур с серьезными намерениями

Многие туристы мечтают увидеть вживую Рамзана Кадырова.

— На нашей практике такое было раз пять. В 2015 году группа из Ессентуков приехала к Аллее Славы, и тут же подъехал кортеж Рамзана Ахматовича. Увидев туристов, он предложил провести им экскурсию, подарил женщинам цветы и много фотографировался. После этого спрос на экскурсии по Грозному резко подскочил: все захотели пообщаться с главой республики.

Судя по опросам, которые Элина проводила в соцсетях, большая часть туристов приезжает по приглашению знакомых чеченцев с познавательными целями. Но имеет место и романтический туризм.

— Многие девушки приезжают, чтобы выйти замуж. Но чеченские мужчины редко женятся на русских девушках, просто из-за культурных различий. Хотя есть и другие примеры, когда в Москве русские девушки выходят замуж за чеченцев, приняв ислам, и у них все хорошо.

Как отдыхают принцы

Приходилось Элине работать и с иностранцами.

— Я так радовалась, когда у меня был первый турист из Канады! А потом выяснилось, что это корреспондент, которого дважды депортировали в ходе военных кампаний. Был один турист из Вашингтона Энтони Мара — мы ему сделали двухнедельный тур. Потом он написал роман о Чечне The Constellation of Vital Phenomena («Созвездие жизненных явлений»), который стал бестселлером в Америке. Рецензию на него писала Сара-Джессика Паркер.

Самым сложным для компании стал vip-тур в 2018 году.

— Мы катали первых лиц европейских государств на джипах по горным дорогам, поднимали на Эльбрус, купали в источниках, показывали ремесленников за работой. Возили в Грозный, где их встречали в национальных костюмах, вокальный ансамбль пел им чеченские песни у костра. Все остались очень довольны, даже прислали благодарственное письмо от консула.

А однажды в «ЧеченТур» позвонили и сказали, что в Грозный летит принц Саудовской Аравии Абдул-Азиз Бин Файсал Бин Абдул-Маджид Бин Абдул-Азиз Аль Сауд.

— Мы его встретили в четыре утра, привезли в единственный свободный отель, потому что в эти дни все было занято из-за празднования 200-летия Грозного и дня рождения главы. Он посмотрел на отель и сказал: «Я не хочу здесь жить». Пришлось нам в пять утра звонить владельцу отеля «Грозный сити» и решать вопрос. В итоге заселили его в лучший номер. Он отдыхал инкогнито, не хотел, чтобы о визите знали, катался вместе со всей делегацией по Грозному на арендованных велосипедах и кайфовал от того, что его никто не узнает.

Довольный принц пригласил супругов в Саудовскую Аравию на туристическую выставку, которую сам же и учредил, и там встретил их уже официально, одетый по протоколу — в абае и куфие.

Уроки пандемии

С приходом пандемии коронавируса средства туристов за оплаченные туры пришлось возвращать. Компания ушла в минус, и Элина продала квартиру, чтобы не закрыть офис.

— Мы полностью потеряли 2020 год в плане туризма в Чечне. У нас был очень строгий карантин. Без специального пропуска нельзя было сесть за руль, даже гулять с ребенком во дворе. Так было три месяца. Я поняла, что нужно искать новые пути, что после пандемии все будет дистанционно. Поэтому мы перезапустили наши сайты с новыми автоматизированными системами продаж.

Благодаря автоматизации бронирования компания заключила много новых контрактов с фирмами, желающими работать с Кавказом. «Эльгас» увеличил объемы продаж по сравнению с 2019 годом в три раза, достигнув выручки 50 млн рублей в год.

— Для посещения Чечни туристам нужно было сдать ПЦР-тест, который действует всего 3 дня. Это серьезные деньги, особенно если путешествуешь всей семьей. Поэтому в 2020 году нам пришлось расширить линейку продуктов. Мы сразу поняли, что «выстрелит» Дагестан — это был единственный регион Северного Кавказа, куда пускали без проблем после первой волны пандемии. Теперь наш основной поток — это Дагестан и транскавказские маршруты. Мы постоянно их корректируем, потому что появляются новые туристические объекты — по 4−5 в год.

Сейчас в штате компании работают 20 человек. Даже во время пандемии всех сотрудников сохранили — пока не было туристов, они разрабатывали маршруты, писали новые проекты по развитию инфраструктуры, созданию приложений. В итоге выиграли четыре гранта Ростуризма.

Шопинг, инклюзия и глэмпинг в горах

В 2021 году в «ЧеченТуре» появились первые аудиогиды, которые спасли компанию в высокий сезон, когда не хватало экскурсоводов.

— Я слежу за технологиями, недаром же четыре года училась на факультете информационных технологий в туризме. Аудиогид рассказывает все под чеченские мелодии, и даже само устройство украшено национальным орнаментом, чтобы люди могли не только услышать информацию, но и погрузиться в нашу культуру.

А еще в этом году компания начала заниматься инклюзивным туризмом, приобрела собственный транспорт для людей с инвалидностью.

— В октябре 2021 года у нас впервые экскурсию на Эльбрус провел гид-колясочник. Это стало прецедентом, на который обратили внимание. Направление невероятно сложное, но мы будем им заниматься. У иностранцев доля инклюзивного рынка составляет до 20% от общего оборота в сфере туризма. Поэтому проект делается в том числе с расчетом на зарубежных гостей.

Еще одно перспективное направление — шоп-туры по Кавказу.

— У нас больше 30 шубных и кожевенных производств только в Пятигорске. Не хуже, чем в Греции: мех качественный, дизайн изделий уже далеко не советский, оборудование как в Италии — можно водить экскурсии по фабрикам. В Грозном есть золотой рынок, где дубайское золото стоит дешевле, чем в Дубае. У нас есть свой «Гуанчжоу» — село Гойты, где в каждом дворе производят мебель: кто-то по итальянским технологиям, а кто-то по собственным.

А весной 2022 года Элина планирует открыть глэмпинг в живописном горном Итум-Калинском районе. Семь домиков различного дизайна и на любой кошелек, но со всеми удобствами и вай-фаем.

— Для меня это не только новый старт, но и возвращение к своей сути. В горах я ловлю умиротворение. Приезжаю в наш домик, завариваю себе чай с чабрецом и смотрю на горы. И больше мне ничего не нужно. Чего бы мы ни достигли в мегаполисах, всегда хочется вернуться к нашей невероятной природе.