Открыть обувную мастерскую в Праге
После окончания экономического факультета в Уфе Сергей Александров поехал учиться в Прагу. Он пробовал освоить разные специальности, но поиски себя привели его в сапожное дело. В 2017 году Сергей открыл в центре Праги обувную мастерскую Craftsman Bros. В интервью «Инвест-Форсайт» Александров рассказал, как ему удалось выйти в плюс, почему не обошлось без ошибок и чем он планирует заниматься дальше. В Чехию на учёбу С Чехией меня связывают давние отношения. В 1980-х гг. моего отца отправили служить в Чехословакию. Мы с мамой поехали следом. Некоторое время жили в Словакии, но потом вернулись в Уфу. В 2010 году после окончания экономического факультета по специальности «государственное и муниципальное управление» встал вопрос — что делать дальше? Работать по специальности я не хотел. Решил учиться за границей и выбирал между несколькими странами. Отец посоветовал Чехию. Во время службы ему там понравилось. Плюс тогда в республику было проще въехать, чем сейчас. В 2010 году я приехал на полугодовые курсы по чешскому языку, а потом поступил в Чешский технический университет. После экономики решил попробовать себя в новой сфере — «электротехника». Но спустя год ожидания не совпали с реальностью, и я ушел. Чтобы не потерять студенческую визу, подал заявление в колледж дизайна и рекламы. Там я проучился три года, пытался работать по специальности, но разочаровался в профессии. Следующий поворот судьбы был неожиданным и привел меня на стройку в Пардубице, а после возвращения в Прагу я случайно оказался в ремонтно-обувной мастерской. Своими руками Изначально мои представления о сапожном деле были связаны со стереотипами. Во-первых, в таких местах работают приезжие. Во-вторых, это «грязная» работа. (Тогда я не знал, что в сапожном деле есть творческая составляющая, например реставрация элитной обуви.) Но для себя решил: уж лучше заниматься ремонтом обуви и получать больше, чем таскать тяжести на стройке. В той мастерской я проработал два года. Сначала стоял на приёмке обуви. Наблюдал, как работают мастера. Через год шеф заметил мой интерес и решил сделать из меня мастера-приёмщика. Он определил меня во вторую мастерскую, которая была поменьше и располагалась подальше от центра. С мастером, который там работал, у нас был уговор: я учу его чешскому языку, а он меня — сапожному делу. Но в итоге вышло так, что, научившись, я ушел и открыл свое дело. Craftsman Bros появился на свет в 2017 году. На запуск мастерской ушли накопленные €10 тыс. «Своё» помещение я искал два месяца. Отсмотрел около 10 вариантов, но всё было не то — либо не устраивала цена, либо место. Случайно наткнулся на объявление об аренде в центре Праги на не самом популярном ресурсе, и помещение оказалось идеальным по всем основным параметрам. Локация в моем виде бизнеса — такая же важная вещь, как сарафанное радио. В этом помещении остаешься на долгие годы, нужно подобрать правильное место. Мои коллеги, например, выбирали места на окраине, а не в центре. В таком случае потенциал мастерской раскрывается не в полном объёме — там просто меньше клиентов. Начало пути Чтобы зарегистрировать ИП в Чехии, нужно подать документы в два учреждения — в ведомство по предпринимательской деятельности, которое обычно есть в каждом муниципалитете Праги, и в налоговое управление (Finanční úřad). Из документов мне понадобились: договор аренды, паспорт, разрешение на предпринимательскую деятельность (živnostenský list), которое я получил еще в 2015 году во время учёбы, декларация о доходах и заявление на регистрацию. Через месяц я уже приступил к работе. Вложенные средства удалось отбить спустя 1,5–2 года. Сейчас Craftsman Bros приносит стабильную прибыль. Моя мастерская работает во всех направлениях — реставрация, покраска, ремонт обычной и элитной обуви. Если человек зайдет с улицы с отлетевшей набойкой, заменим. Помимо этого, я шью на заказ изделия из кожи — сумки, аксессуары, а недавно начал делать травление на металле. У Craftsman Bros средние цены по Праге: минимальный чек начинается от €15, а средний — от €35. Ко мне заходят разные клиенты — в основном местные, иногда туристы. Но мало кто из постоянных клиентов помнит название мастерской. Ее больше знают по названию улицы — «да та, что на Vladislavova». Ошибки и выводы Есть такое выражение: «Сапожник голоден только до обеда». Это значит, что во второй половине дня у него будут заказы. За четыре года у меня ни разу не было дня, чтобы я сидел без работы. С одной стороны, это показатель успеха. С другой — стратегическая ошибка ведения бизнеса. Делать всю работу в одиночку неправильно и чревато выгоранием. Поэтому сейчас я ищу в штат мастера-универсала. Часть заказов раз или два раза в неделю отдаю на аутсорсинг. Ими занимаются мастера, которые начинали работать еще в советских домах быта. Нехватка профессиональных кадров — с этой проблемой сталкивается любая отрасль в мире. Сапожное дело — не исключение. Хорошие мастера на дороге не валяются. Обычно они не хотят работать на «дядю» и открывают своё дело. В Чехии нет училищ по ремонту обуви, есть только по дизайну, что вообще очень далеко от практики. Я пытался сам обучать ребят, но это ни к чему хорошему не привело. Чтобы работать руками, нужно время и желание. Хотя, может, мне попадались люди без мотивации? Сейчас молодёжь не понимает смысла ручного труда. Они хотят достичь быстрого успеха в блогерстве или криптовалюте. Хорошее желание, но для меня самое оптимальное — взять заказ, выполнить его и получить деньги. Другой важный момент — многие мастера называют себя профессионалами «с большим опытом работы». Но важно, где этот опыт был получен. Уровень Праги и маленького села на периферии России — совершенно разные вещи. При этом одно дело — ремонтировать обувь: менять набойки или супинаторы. Другое — красить обувь или реставрировать ее. Здесь нужен художественный вкус и универсальные навыки. А таких специалистов единицы, они все «на учёте». Сейчас я думаю, как развивать бизнес дальше. Идеальный план — открыть небольшой цех и заняться пошивом аксессуаров из кожи. В отличие от создания своего бренда обуви, в этой сфере не нужны большие инвестиции. Зато можно немного отойти от «грязной» работы, которая, конечно, стабильно приносит деньги, и зарабатывать более чистым и творческим трудом. Хотя в будущем я, возможно, вообще сменю направление — вокруг еще столько интересного! Чехия дает много возможностей для реализации разных бизнес-идей. В экономическом плане это хороший регион — здесь у людей есть деньги, и они готовы их тратить. Записала Ольга Гриневич Фото из личного архива Сергея Александрова Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Продажи водородных грузовиков Nikola выросли