Войти в почту

Больше 37 лет отслужил в балашихинском отделе ГИБДД полковник полиции Николай Елин

Трудовая книжка Николая Васильевича Елина свидетельствует о том, что более 37 лет он проработал в одной и той же организации. Должности разные, а место службы одно — отдел ГИБДД Межмуниципального управления МВД России «Балашихинское». Полковник полиции Елин награждён юбилейной медалью «В память 850-летия Москвы», ведомственными медалями «За безупречную службу», нагрудными знаками «За отличие в службе», грамотами и благодарностями. СЕЛО РОДНОЕ Николай Васильевич Елин родом из Тамбовской области, всё детство и юность провёл в селе Вановье (ныне Ваново) Маршанского района. Это сейчас жителей там стало меньше в два раза, а в шестидесятые-семидесятые годы это было большое село — несколько улиц и сотни домов. Среднюю школу Николай окончил в 1976 году. В семье было шестеро детей, четыре сестры и брат. «Родители мои были педагогами, отец преподавал русский язык и литературу, а мама — учитель начальных классов. Они очень хотели, чтобы я тоже пошёл по их стопам, а меня в эту сферу совсем не тянуло. Но чтобы не огорчать родителей после десятилетки, я даже поступал в пединститут. Экзамены сдал хорошо, а по конкурсу не прошёл. Вроде не хотел учителем быть, а очень расстроился, даже обидно было — как же так?» — вспоминает Николай Елин. В родные края его тянет и сейчас, и в своё село он ездит каждый год. Близких родных там уже никого не осталось, но есть родительский дом, остались родственники, хорошие знакомые, они рады земляку, который с семьёй живёт в Подмосковье. Николай Васильевич — сельский житель по духу, к работе на земле привык с детства. В домашнем хозяйстве какой только живности не было: коровы, овцы, гуси, утки, куры. Одного сена на зиму запастись сколько надо было! Косить траву он научился классе в седьмом. У всех детей были свои обязанности: кто в доме порядок наводил, кто на огороде работал, кто живность кормил — всем в селе работы хватало. Никто не жаловался и не ленился. «Мы видели, как и сколько работают родители, старались помогать им во всём. После работы все одинаково занимались домашним хозяйством, без которого было не так-то просто прожить многодетной семье. Земля всех кормила. У нас там она плодородная, всё росло как на дрожжах. Это тут помидоры в теплицах высаживают, и прежде чем они вырастут, сколько манипуляций надо провести, а там всё под открытым небом и урожаи большие были», — рассказывает Николай Елин. ПОГРАНЗАСТАВА В школе Николай с удовольствием занимался самбо, любил беговые лыжи и велосипед. Перед армией успел отучиться в автошколе и получить водительские права. С 1977 по 1979-й он два года служил в Закавказском пограничном округе, в 9-й погранзаставе Ленинаканского пограничного отряда КГБ СССР. Этот отряд — один из старейших боевых подразделений пограничных войск. Он охранял участок государственной границы с Турцией общей протяжённостью 132 километра. На правом фланге отряда государственная граница проходила по горной резкопересечённой местности, на левом — по руслу реки Ахурян. Военная часть № 2012, в которой служил Николай Елин, защищала рубежи СССР именно в горах со стороны Армении, контролируя участок границы протяжённостью около 10 километров. «Военная подготовка тогда была очень сильной. В части никакой дедовщины, молодых солдат встречали по-отечески, обучали, подсказывали, учили обращаться с боевым оружием. Это граница, там настоящее не только оружие, но и плечо товарища. Без этого нельзя. Горные участки особенно сложные. Наши пограничники обходили их каждые два часа, летом пешком, зимой — на лыжах. На территории ещё были установлены наблюдательные вышки. Иногда в горы на машине ездили, проходимая техника была — такие виражи делали по горным перевалам! Я как раз служил стрелком-водителем», — делится армейскими воспоминаниями Николай Васильевич. До армии он никогда не был в горах, и природа Кавказа очень впечатлила молодого бойца. Местные жители часто угощали военнослужащих национальными блюдами. Запомнилось популярное на Кавказе блюдо из лаваша с яйцом и сыром — ёка. Начинка может быть разной, но сыр занимает основное место. А ещё вкусные травы, их добавляют много и разных. На отдых на природе с шашлыками в мае — такие пикники на природе во времена СССР называли маёвками — люди собирались у родников. Их даже использовали в качестве холодильника, настолько холодной была вода! «На Кавказе очень добродушный народ. У нас застава была неподалеку от села Гюллюбулаг, в километре от границы с Турцией. Это было крупное село. В нём дружно жили и азербайджанцы, и армяне. Карабахский конфликт случился значительно позже… Очень жаль, что всё это произошло на Кавказе и в других частях Советского Союза», — говорит Николай Елин. Большая Балашиха Большая Балашиха Большая Балашиха Нарушений на границе было немного, да и те чаще всего неконфликтные. Однажды Николай вместе с начальником заставы проверял одну из наблюдательных вышек, которая находилась в нескольких метрах от места, где они припарковали военный грузовой автомобиль ГАЗ-66. Оружие оставили в машине. Через несколько метров неожиданно увидели аскеров — турецких пограничников. Нейтральная полоса всего метр-полтора между ними, ситуация сложная и непонятная, ведь никто не знает, как поведут себя люди по ту сторону границы. Но всё обошлось без происшествий — пограничники отдали честь друг другу и разошлись. А вот оружие никто в машине с тех пор не оставлял… Каждый год в День пограничника 28 мая Николай Васильевич встречаемся со своими боевыми товарищами. Встреча проходит в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького в Москве, бывшие военнослужащие приезжают со всей страны. Пограничникам всегда есть о чём поговорить, что вспомнить и рассказать… ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ После службы в армии Николай приехал в Железнодорожный, здесь к тому времени жили три его родные сестры, было где остановиться. Это был 1980 год – год XXII летней Олимпиады. На службу в органы правопорядка требовались новые кадры, и тех, кто отслужил в армии, брали в первую очередь. «Можно сказать, что будущее место работы выбрало меня. Попав в отдел кадров Госавтоинспекции, я вышел оттуда уже соискателем, которому оставалось пройти медкомиссию. Мне дали комнату в общежитии. Это была трёхкомнатная квартира на улице Фучика, в каждой комнате жили по два человека. Позже один наш товарищ женился, молодая семья осталась жить в комнате. На кухне все встречались, жили очень дружно», — рассказывает Николай Елин. ИНСПЕКТОР ДОРОЖНОГО НАДЗОРА Службу в ГАИ он начинал в должности инспектора дорожного надзора, позже должность стала называться инспектор дорожно-патрульной службы. В начале восьмидесятых личного легкового автотранспорта у населения было немного, в основном зимой владельцы ставили машины на стоянку до весны. Автомобили двигались со скоростью не более 60 километров в час. Больше всего транспорта было на предприятиях. Но нарушители правил дорожного движения были и тогда, и пьяных за рулём тоже приходилось останавливать. За Николаем Елиным закрепили мотоцикл Урал с коляской, их в ГАИ было штук двадцать, а машин всего две. К мотоциклу молодой инспектор привык быстро, это была хорошая и надёжная техника, даже зимой заводилась с первого раза. Три года Елин ездил на мотоцикле, потом пересел на новый ВАЗ-2101. За время несения службы машины менялись, но в основном они были отечественными. «Хорошо помню своих коллег, с кем начинал службу. Это Владимир Александрович Павловский, Игорь Николаевич Морозов, Александр Михайлович Ставчиков — хорошие товарищи, большие профессионалы. Начальником Госавтоинспекции в Балашихе тогда был Борис Сергеевич Тихомиров», — рассказывает Николай Васильевич. МОЛОДАЯ СЕМЬЯ В 1982 году Николай женился. С будущей женой Ниной он жил на соседних улицах в родном селе на Тамбовщине, в детстве вместе играли, в одну школу ходили. А когда встретились уже взрослыми, понравились друг другу. Кстати, и Нина выросла в многодетной семье, у её родителей тоже шестеро детей. Девушка окончила медицинское училище и готовилась к распределению. Молодой семье пришлось собрать необходимые документы, чтобы выпускницу медучилища распределили в Московскую область. Семья Елиных соединилась в Железнодорожном. Нина до сих пор работает медсестрой в травматологическом отделении больницы имени А.М. Дегонского — ныне филиале № 3 Балашихинской областной больницы. Елины вырастили двоих сыновей, старшему Роману 38, у него семья и трое детей, младшему Евгению 33 года. Оба сына окончили вузы и занимаются каждый своим делом. НАЧАЛЬНИК РЭО В 1986 году Николай Елин переходит на службу в другое подразделение — Межрегиональный регистрационно-экзаменационный отдел, который наряду с Балашихой обслуживал также Реутов, Железнодорожный, Ногинск и Щёлково. По мере укрупнения отдела и расширения объёма работы в связи с увеличением транспорта в Ногинске и Щёлково появились свои отделы регистрации. В 1991 году службу Госавтоинспекции и МРЭО объединили. Здесь Николай Елин начинал службу госавтоинспектором, в 1994 году тогдашний руководитель отдела Госавтоинспекции Балашихинского района Дмитрий Немержицкий назначил его своим заместителем. Одновременно Елин стал начальником регистрационно-экзаменационного отдела. В 1996 году новый начальник ГИБДД полковник Виталий Лихицкий также оставил Елина своим замом и начальником РЭО. В начале девяностых в страну стали ввозить иномарки. Машин было много и разных. Первое время это были старые машины, и часто их завозили в страну нелегальным путём. Госинспекторы ежегодно выявляли десятки угнанных машин с поддельными документами и перебитыми номерами. Вместе с оперативной группой полиции сотрудники отдела РЭО часто участвовали в рейдах, выезжали по адресам, где выявлялись мастерские, в которых хранились угнанные автомобили. «В год по 650 материалов дел по угонам и кражам подавалось в управление МВД. С 1995 по 1999 год много иномарок ввозилось через Белоруссию. Но это было по документам, на самом деле они шли совсем другими путями — через Мурманск, Владивосток, Польшу. Так называемые предприниматели оформляли всё через союзное государство, чтобы не платить таможенную пошлину. Это было непростое время, но мы смогли во многом разобраться, и в Балашихе остановили этот поток», — делится полковник полиции Елин. С каждым годом работы в регистрационно-экзаменационном отделе прибавлялось. Автотранспорта становилось всё больше, как коммерческого, так и личного. Появились дилерские центры по продаже новых автомобилей, росло число школ по подготовке водителей. Ежедневно на регистрацию приходилось ставить около 200 единиц техники, принимать экзамены и выдавать водительские удостоверения десяткам новых водителей. Отдел РЭО стал одним из самых больших подразделений Госавтоинспекции. Николай Елин отработал руководителем отдела более 23 лет, на 17 лет больше, чем положено по выслуге. Его приглашали работать в главное управление региона, но он оставался служить в Балашихе. НОВАЯ РАБОТА Из ГИБДД Николай Елин ушёл летом 2017 года, но продолжает навещать своих коллег по службе, которых уважает за деловые качества и мужской характер. «Старшим госавтоинспектором долгие годы служил Дмитрий Михайлович Реверюк, Бориса Ивановича Гришина я когда-то сам пригласил на работу в отдел, они оба сейчас на пенсии. А вот Александр Михайлович Давыдов сам пришёл к нам после службы в армии, сейчас работает заместителем начальника отдела. Растут хорошие кадры», — отмечает ветеран Госавтоинспекции. Сейчас Николай Елин работает начальником службы безопасности компании «Привод-комплектация», предприятие является партнером РЖД, вагоностроительных и ремонтных предприятий России и стран ближнего зарубежья по поставкам продукции и запасных частей для постройки, ремонта и обслуживания пассажирских вагонов. В СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ Первую свою машину Николай Елин приобрёл в 1991 году. Это был подержанный ВАЗ-2111, он был на службе в Госавтоинспекции, а когда срок эксплуатации истёк, Елин машину выкупил. Снимал маяки, перекрашивал. Через четыре года поменял её на более новый, но тоже подержанный ВАЗ-2105. Первая старая иномарка появилась у него только в 2003 году. Сейчас семья Елиных живёт в Темниково на даче. Несложные столярные, плотницкие и сантехнические дела по хозяйству Николай Васильевич делает сам. Когда-то он даже металлический гараж сам сварил. Каждый год 3 июля Елин навещает своих коллег в ГИБДД. До сих пор любит спорт. Вместе с женой часто устраивает семейные соревнования на беговых лыжах или на велосипеде в лесопарковой зоне возле деревни Темниково. Прогулки пешком тоже приветствуются — жить нужно в движении, считает полковник полиции в запасе Николай Елин. Валентина Чубенко

Больше 37 лет отслужил в балашихинском отделе ГИБДД полковник полиции Николай Елин
© Большая Балашиха