Этой осенью командировочная активность бизнеса резко выросла. Число внутрироссийских поездок приблизилось к доковидному уровню, сообщает газета «Коммерсантъ», ссылаясь на данные агрегаторов путешествий.
Так, наиболее востребованными внутренними деловыми направлениями, по данным «Авиасейлс для бизнеса», стали Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Омск, Ростов и Сочи. Среди зарубежных направлений лидируют Стамбул, Ташкент, Ереван, Алма-Ата и Нур-Султан, Дубай и Ларнака. По данным «Туту Командировки», этой осенью пользовались спросом Белоруссия, Армения, Казахстан, Узбекистан и Киргизия. Зарубежные поездки остаются скорее исключением.
Однако с большой долей вероятности в следующем году объем командировочного туризма вернется на доковидный уровень, считает управляющий директор компании «Аэроклуб» Юлия Липатова.
Юлия Липатова управляющий директор компании «Аэроклуб» «Пока не наступил 2021 год ходили такие моменты и слухи или домыслы, что, наверное, такая деловая активность не восстановится, потому что пришел в нашу жизнь Zoom, Skype и так далее. Но 2021 год полностью исключил эти вещи, мы видим практически полный возврат к бизнес-активности, осень 2021-го нам показала, что это примерно 90% от 2019 года. Понятно, что очень популярными остаются направления внутри России, хотя международка тоже немножко подрастает. Сейчас идут активные процессы, в том числе бюджетирования, и мы активно опрашиваем клиентов, а что планируется в следующем году. Мы в целом ожидаем полное восстановление рынка по сравнению с 2019 годом, и я бы сказала, что при позитивном сценарии результаты даже могут превзойти и доковидный 2019 год, потому что бизнес-туристы полетели очень активно».
В условиях пандемии данные командировочной активности не стоит считать серьезным индикатором восстановления бизнеса, считает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович:
Георгий Остапкович директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ «И авиация, и судоходство пока показывают отрицательную динамику. «Железка» более-менее приблизилась к допандемическому уровню, автомобили тоже приблизились, но авиация и судоходство как вид транспорта сегодня находятся в глубоком минусе. Причем это видно практически по всем ведущим компаниям. То есть пока санитарная обстановка не дает оснований говорить, что все закончилось, и мы выходим на допандемический уровень. Я бы сейчас не делал каких-то серьезных выводов по поводу деловой активности с точки зрения командировок. И все-таки эти дистанционные контакты, коммуникации достигли уже очень высокого уровня. Командировки сейчас связаны больше не с подписанием, не с разъяснением, это все можно сделать в Zoom, в Skype, сейчас командируют людей те, кто руками что-то производит. Давайте подождем хотя бы до начала следующего года и посмотрим годовую динамику. По-моему, ситуация стоит на месте».
В целом же, по данным аналитиков Tutu.ru, средний чек за авиаперелет внутри страны этой осенью составил 6638 рублей за билет в одну сторону. Снижение среднего чека за перелеты в топ-5 самых популярных российских городов составило от 10% до 16% по сравнению с прошлым годом.