Войти в почту

Введение QR-кодов на транспорте обернется проблемами для авиакомпаний и туризма

Ассоциация агентств воздушного транспорта (ААВТ) направила письмо (есть в распоряжении TourDom.ru. – Ред.) за подписью ее руководителя, члена Общественного совета Росавиации Сергея Демиденко в адрес председателя Комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгения Москвичева. В обращении к законодателям оцениваются риски для авиационной и туристической отраслей, которые может повлечь готовящееся внесение поправок в Воздушный кодекс – о требовании с 1 февраля продавать авиабилеты только при наличии у пассажиров QR-кода.

Введение QR-кодов на транспорте обернется проблемами для авиакомпаний и туризма
© TourDom

Принятие такой нормы поставит отечественных онлайн-продавцов авиабилетов в невыгодное конкурентное положение по сравнению с зарубежными, ведь на последних не распространяется действие законодательства РФ. «Российские перевозчики используют GDS – глобальные дистрибутивные системы, которые позволяют покупать и продавать билеты на их рейсы не только на территории России, но и за ее пределами, у иностранных юридических лиц. Последние смогут вести продажи без учета новых требований, поскольку находятся в другом правовом поле», – говорится в документе.

Следующий фактор риска – неминуемое снижение глубины продаж. «Логичнее проверять QR-коды только при посадке в самолет», – считает председатель совета директоров холдинга «Випсервис» Дмитрий Горин. Ведь на момент перелета срок действия сертификата о вакцинации у привитого может уже истечь, соответственно, пассажиры предпочтут покупать авиабилеты в последний момент. Предварительные продажи резко пойдут на спад, что больно ударит по экономике авиакомпаний – они могут попросту не успеть реализовать места на рейс, кроме того, не исключены проблемы с наличием оборотных средств и планированием деятельности.

Особое беспокойство у ААВТ вызывает следующее положение в действующей редакции законопроекта: «В случае непредоставления пассажиром необходимых сведений о наличии QR-кода перевозчик обязан в одностороннем порядке расторгнуть договор перевозки в течение 48 часов после покупки билета, но не позднее чем за 4 часа до завершения регистрации на рейс. При этом провозная плата возвращается пассажиру в полном объеме в срок, не превышающий 30 календарных дней с даты прекращения договора перевозки». Как пояснил порталу TourDom.ru Дмитрий Горин, фактически этот пункт обязывает авиакомпании делать 100%-ный возврат даже по невозвратным тарифам в случае отсутствия QR-кода. При этом регулярная и чартерная перевозка именно на таких условиях обычно включается в состав турпакетов. Чтобы минимизировать свои риски, авиакомпаниям придется поднимать цены, соответственно, это приведет к удорожанию турпакетов. «Предполагается, что новые правила – перелеты только при наличии у пассажира QR-кода – будут действовать с февраля по июнь, а это низкий для туризма сезон, в который, наоборот, нужно бы стимулировать спрос. Если авиабилеты и туры вырастут в цене, то авиаперевозчики и туркомпании, вместо того чтобы заработать хотя бы в майские праздники, рискуют недосчитаться доходов», – добавляет эксперт.

Законопроекты о поправках в Воздушный кодекс и Устав железнодорожного транспорта, а также об обязательных QR-кодах для посещения общественных мест 

должны быть рассмотрены

Госдумой в первом чтении в середине декабря.