Войти в почту

«Обидно до слез!»: как в турбизнесе отреагировали на уход с рынка «Музенидис Трэвел»

Публикации об уходе с туррынка «Музенидис Трэвел» в конце недели попадали в топ статей ведущих информационных агентств и федеральных СМИ – 12 ноября ведомство исключило юрлица «Музенидиса» из реестра.

«Обидно до слез!»: как в турбизнесе отреагировали на уход с рынка «Музенидис Трэвел»
© TourDom

О грядущем банкротстве туроператора узнали даже те, кто никогда не слышал его имени.

На профессиональном рынке известие о прекращении деятельности компании не произвело фурор. Турагенты были готовы, что это случится, – в течение 5 последних месяцев некогда могущественный туроператор, неизменный лидер по Греции, снижал обороты. Еще в июне розничные компании сообщали, что он не выполняет обязательств по оплаченным заявкам. К концу лета специалистам стало очевидно – Mouzenidis существует только на бумаге, штат компании распался, она практически не подает признаков жизни, за исключением того, что ее туры на экзотические направления можно найти в поисковиках.

Между тем бывшие сотрудники Mouzenidis с благодарностью вспоминают компанию. Екатерина Рагимова на своей странице в Фейсбуке пишет: «Новость о банкротстве “Музенидис Трэвел“ не оставила меня равнодушной, и простыми словами по-человечески хочется выразить слова благодарности компании за все годы сотрудничества. За опыт, за людей, за семью, за дружбу!» Экс-сотрудники Mouzenidis поддержали коллегу: «Очень жаль, что так случилось, обидно до слез! Но у нас было и есть что вспоминать! Спасибо Борису за все!!! (Борис Музенидис, основатель и бессменный руководитель холдинга Mouzenidis Group, скончался в марте 2020 года. – Ред.)», – пишет Наталья Амириди. Сожаление о том, что компании под брендом Mouzenidis не смогли справиться с кризисом, усугубленным пандемией, выражают и подписчики телеграм-канала «Крыша ТурДома». В этом ключе на вопрос, что скажете «Музенидис Трэвел» на прощанье, ответили треть респондентов. Из них вариант: «Ну как же так? Очень жаль!» выбрали 7%. «Нам было хорошо работать с вами! Спасибо!» – 9%. 15% посчитали уместным вспомнить, что «Музенидис» был крутым туроператором. И всё же большинство, почти половина участников опроса, высказали претензии компании, предпочтя ответы: «Верните наши деньги», «Почему не закрылись раньше? Ведь всё были ясно», «Ничего не скажу на прощание, проигнорирую».

Теперь для туристов и специалистов на первый план выходят темы, связанные с порядком действий и перспективами возмещения ущерба через страховую компанию, фонд персональной ответственности и процедуру банкротства. По опубликованным данным, задолженность юрлиц «Музенидис Трэвел» перед российскими туристами составляет 18 млн евро. Специалисты предвидят сложности возврата средств, связанные прежде всего с несоответствием страховых сумм «Музенидиса» объему выплат, – на то, чтобы рассчитаться с клиентами, у туроператора есть всего 80 млн руб. Многое зависит и от того, как компания и страховщик организуют взаимодействие.

Учитывая, что, по данным источников, близких к туроператору, персонала в нем не осталось, а генеральный директор Александр Цандекиди свернул публичную деятельность, экс-коллеги и партнеры не могут до него дозвониться, ситуация с выплатами может еще более усложниться. Об этом также косвенно свидетельствует информация от страховщика – он узнал о решении Ростуризма исключить юрлица «Музенидис Трэвел» из федерального реестра только вчера. Что означает – предварительных консультаций с «ТИТ» никто не проводил, о планах не оповещал.

Эксперты турбизнеса в профессиональных группах снова поднимают вопрос о необходимости пересмотра законодательства и введения более действенных мер для защиты туристов. «То, о чем говорили мы много лет, до сих пор никто слышать не хочет. Нужно страховать каждый тур отдельно. И такую страховку должен покупать каждый клиент сам. По принципу КАСКО», – пишет, в частности, Inna Dolmatova в группе Фейсбука «Трэвел Президиум». Участники рынка обращают внимание: «Непонятно одно – как Ростуризм позволил такому большому оператору такие маленькие фингарантии. Почему у других операторов вполне внушительные суммы ФИГ, а тут вообще не о чем», – задается вопросом бывший партнёр компании.