Войти в почту

Погнали! Как девушки становятся машинистами электропоездов: две истории о сломе стереотипов и любимом деле

Когда-то профессии было принято делить на мужские и женские, но XXI век давно оставил в прошлом любые гендерные стереотипы. Теперь прекрасные дамы могут не только пилотировать пассажирские самолеты, но и водить электропоезда — до января этого года профессия «машинист» входила в список вредных. О сложностях и тонкостях теперь уже женского дела в интервью Еве.Ру рассказали две девушки, решившие строить карьеру в Центральной пригородной пассажирской компании. Анастасия Козияткина — Анастасия, что подтолкнуло вас к такому необычному выбору профессии? — Путь выбора столь необычной профессии был очень долгим. Еще в детстве я мечтала стать проводницей, поскольку всегда любила поезда и дорогу, но, повзрослев, поняла, что не готова к долгим командировкам. После учебы в институте устроилась в ЦППК в качестве билетного кассира — в этот момент железная дорога полностью захватила мое сердце и стала неотъемлемой частью жизни. В 2020 году СМИ начали писать о девушках-машинистах. Тогда я поняла, что вот, наконец, это профессия для меня! Я захотела кардинально поменять жизнь и пойти на обучение. — На каком направлении вы работаете? Есть ли какие-то станции или участки пути, которые вам эстетически наиболее симпатичны? — Я работаю на Киевском направлении, здесь современные поезда и красивые виды по пути. Конечно же, у меня есть наиболее любимые участки: мне нравится проезжать рядом с лесополосой, особенно когда на улице такая чудесная золотая осень. Особая прелесть есть и зимой — заснеженные деревья выглядят завораживающе. — Тяжело совмещать материнство и не совсем нормированный график работы? — Материнство несложно совмещать, особенно когда рядом есть замечательные бабушка и дедушка, которые во всем меня поддерживают. Если есть цель, ничто не помешает добиться желаемого. Думаю, даже если бы родители не смогли помогать мне с ребенком, я все равно нашла бы другие варианты — настолько я горю железной дорогой. К тому же я не пропадаю круглые сутки на работе. Наши графики составляются за месяц до начала работы и сразу на квартал, то есть я всегда максимально заранее знаю, когда я выйду в рейс, что позволяет мне спланировать личное время и поменяться с кем-то в случае необходимости. Смена в среднем длится 10 часов, что не очень сильно отличается от времени, которое люди в современном мегаполисе обычно реально проводят в офисе, при этом я работаю не больше 15 дней в месяц. — Ваша семья, наверное, гордится вами? Редкость, когда миниатюрная девушка решает стать машинистом электропоезда… Или уже не редкость? — Да, семья очень гордится. Еще совсем недавно, зимой, они смотрели репортажи о первой девушке-машинисте, а теперь и я вхожу в состав работников локомотивных бригад в качестве помощника. Первоначальный шок сменился гордостью и поддержкой. — Кем работает ваш муж? — Мой муж никак не связан с железной дорогой. Он работает водителем сопровождения крупных негабаритных грузов, но меня поддерживает. — Не сложно физически и психологически отрабатывать смену? Говорят, что профессия машиниста исконно была мужской именно из-за тяжелых нагрузок… Врут? — Раньше эта профессия была под запретом из-за так называемых вредных условий труда. Но сейчас для этого просто не осталось никаких причин: на данный момент в ЦППК современные электропоезда, да, работа не из легких, но несравнима с тем, что было далеко в прошлом. Нагрузка, скорее, зависит от маршрута и наличия внештатных ситуаций. Я не могу сказать, что это чисто мужская работа. Есть моменты, где мужчинам справиться с задачей легче физически, но любая девушка при желании может ее решить. Мы же как-то меняем проколотые шины в автомобиле… Анастасия МасловаАнастасия, скажите, как такая юная и хрупкая девушка решилась пойти в помощники машиниста? — Я решила стать помощником машиниста, потому что это была заветная мечта моего детства. Мне всегда нравилась железная дорога, даже находясь в отпуске, я всегда путешествую поездом, а не самолетом. — Сложно быть девушкой в профессии, которую все считают мужской? — Девушкой быть в такой профессии несложно, но тем не менее она требует от меня большей ответственности, поскольку иногда приходится иметь дело с негативом в мою сторону от скептиков и людей «старой закалки». — Помните свой первый рейс? Было боязно? — Первый рейс, конечно, помню как в качестве дублера, так и в качестве действующего помощника машиниста. Как говорится, глаза боятся, а руки делают! Страх и дикий восторг присутствовали, но они внутри, показывать их нельзя. — Коллеги-мужчины помогают советами, поддержкой? — Коллеги, как и пассажиры, делятся на два лагеря: кто «за» девушек в этой профессии и кто «против». Но гораздо больше тех, кто помогает, учит и дает советы. Главное — найти того самого машиниста, с которым будет общий язык, который так же горит этой профессией и готов тратить свое свободное время на твое обучение! — Вы видите пассажиров со стороны. Что бы вам хотелось исправить в них или что бы хотели посоветовать? — Пассажирам очень советую быть более внимательными на железной дороге. Хотелось бы, чтобы они переходили пути только в установленных местах и не забегали в уже закрывающиеся двери, ведь это опасно. Не понимаю, как можно так рисковать собственной жизнью! — Родители одобрили ваш выбор профессии? — Родители сначала отнеслись к моему выбору скептически и не воспринимали его всерьез. Но когда я поработала несколько месяцев, они поняли мой решительный настрой и любовь к этой профессии. Сейчас уже приняли мой выбор и всячески поддерживают. — Есть напутствие для девочек, которые рискнут управлять электропоездами? — Моим будущим коллегам хотела бы посоветовать две вещи: хорошо учить все инструкции и не бояться получить порцию осуждения за свой выбор. В современном мире больше не существует четких делений на женские и мужские профессии. Каждый заслуживает заниматься в жизни тем, о чем мечтает.

Погнали! Как девушки становятся машинистами электропоездов: две истории о сломе стереотипов и любимом деле
© Eva.ru