Войти в почту

В Тихвин - за чудом и исполнением желаний

Все дороги в Тихвине ведут к Успенскому храму. Но даже если этого не знать, все равно не заблудишься. Храм виден издалека, с какой стороны ни глянь, несмотря на то, что расположен в низине.

В Тихвин - за чудом и исполнением желаний
© Свободная пресса

Приезжают сюда паломники, как, собственно и туристы, со всей России, а также из-за рубежа. Первых ведет в Тихвин желание приложиться к святому образу иконы Божией Матери «Тихвинской». Она считается чудотворной. Вторых - история этого древнего легендарного места.

Корреспондент «СП» много читала и слышала о Тихвине. Приехать же сюда впервые удалось лишь нынешней осенью. То дела мешали. То смущала дальняя дорога: от Петербурга порядка 200 км в глубинку Ленинградской области, туда, где она граничит с Новгородской и Вологодской.

Когда-то небольшой этот городок – сегодня в Тихвине живёт 50 тысяч человек – был крупным купеческим центром. Через него проходили караваны с богатой снедью, разными важными товарами, которые купцы отправляли в дальние страны. Самыми известными в ХV веке были Сырковы, оказавшиеся в Новгороде волей деда Ивана Грозного - царя Ивана Третьего, присоединившего сей вольный город к Москве. О Сырковых, впрочем, чуть ниже.Дальняя, как мне думалось, дорога в Богородичный Успенский мужской монастырь, что стоит на берегу реки Тихвинки, оказалась вполне комфортной, а, главное, познавательной. У нас ведь в России история на каждом шагу. Незначимых или неинтересных мест на ее карте нет. Вот и в данном случае - ехала, что называется, проветриться, отдохнуть от дел насущных, а в результате открыла для себя целый пласт доселе непознанного, но в жизни важного.

В дороге была с нами гид Ольга. Она сразу, без «раскачки» взяла в руки микрофон и стала «приближать» нас к теме обретения монастырем Святой иконы, её помощи всем молящимся. Тем более, как выяснилось, большая часть группы, а были в ней и пожилые, и молодые, и совсем юные экскурсанты, ехала именно, чтобы поклониться Тихвинской Богоматери. - Многочисленные свидетели древности указывали, что эту икону видели на Руси ровно семь раз. Божья Матерь сама выбрала место, где впоследствии специально для нее был построен храм, а чуть позже основан монастырь, - рассказывала Ольга. - А выбрала она эти края потому, что здесь тогда еще не особо верили в истинного Бога, предпочитая идолопоклонство.

Идолопоклонство, то есть, язычество в этих местах и сейчас ещё не забыто. Достаточно послушать местных жителей. Тех из них, кто живет вблизи заповедного Вепсского леса, часть территории которого пролегает в Тихвинском районе. Не советуют местные заходить туда. А если кто все-таки пошел, чтобы ненадолго, и далеко не углубляясь, а не то пропасть можно. Нет-нет, да и находят там уснувших вечным сном грибников, рыболовов, охотников. Сидит иной на пеньке, одежда вся снята, аккуратно сложена рядом. А человек неживой. «Духи языческие заманили, - говорят местные. - Не могут смириться с тем, что христианство их победило».

Выехав из Петербурга октябрьским утром, мы уже в полдень были в Тихвине, в старой его части. Как оказалось, далеко не первые. Но толкучки среди приезжих не наблюдалось: местный историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей развел группы по времени. Одна осматривала музейную экспозицию в бывших кельях, другая слушала певчих в часовне, третья любовалась в это время звонницей.

Звонница там с зубчатым симметричным профилем уникальна - второй такой нигде нет. Первоначально, в царствие Иоанна Грозного, была она деревянной. Как и все монастырские постройки. Возвели ее на месте кочковатом и болотистом, как и монастырь. Правда, «муж царев» Федор Сырков, привлеченный Грозным к строительству обители (на свои купеческие деньги, кстати) организовал работы по выравниванию и осушению территории - «Чтобы лепо было!». Но в низине от воды не спастись. И уже одетая в камень звонница каждой весной подтопляется. Вода, впрочем, благодаря грамотному дренажу, быстро сходит.

- Прежде туристам разрешалось подниматься на колокольню. Вид оттуда открывается чарующий. Но нынешний настоятель монастыря повелел доступ закрыть. Нет-нет, да и ударит кто из гостей в колокол, смущая братию, - объясняет музейный сотрудник Яна Евгеньевна. - А в монастыре ведь каждый звук имеет смысл и значение. Мы пытались убедить батюшку, чтобы изменил свое строгое решение, все-таки надо показывать людям звонницу. Обещали, что будем строго следить за тем, чтобы все правила соблюдались, но переубедить его, к сожалению, не удалось.

Семнадцать монахов сейчас в Тихвинской обители. И четыре послушника. Благоустраивают, сколько есть сил и возможностей, немаленькую территорию. Озабочены ремонтом кельей, церквей. Есть благотворители, есть жертвователи. Государство не отказывает в помощи. Тот же городской музей немало делает для привлечения сюда паломников и гостей, организуя туры, в том числе, с обедами в трапезной (откушала - и сытно, и вкусно). Но сказать, что такое сотрудничество взаимно-полезное, пока нельзя. Мало-помалу вытесняет монастырь музейщиков. Их офис на территории перевели в бывшую хозяйственную постройку, где сыро и почти всегда холодно - не протопить массивные стены обогревателями. А гидов постоянно попрекают за то, что… сами проводят экскурсии. Мол, не ваше, а наше, братии это дело. При том, что нужных специалистов среди нет.

К иконе Тихвинской Богоматери течет в храме «ручеек» страждущих. Мы взяли в руки свечки, встали в очередь - тихую, сосредоточенную. Каждому есть о чем поведать Заступнице, даже если не хочет в том признаваться. О чем попросить и помолиться. Все исполняет Чудотворница. В давние времена спасла от гибели работников, чинивших предел храма - тот при разборе старых бревен обрушился на их головы, придавив к земле. Несколько дней разбирали завал монахи с прибывшими на помощь гражданами. Уже и не верили, что найдут живыми товарищей. А как разобрали всё, да подняли, оказалось, живы, немного только «помяты». Ни серьезных травм, ни даже царапин. Не чудо ли!

И болезных деток лечит, вернувшаяся к нам после долго странствия в 2004 году Богородица-Одигитрия (Путеводительница). В войну гитлеровцы увезли её, спрятали. Заново обретена она была в США в русскоязычной семье прибалтийского православного священника. Он и передал её Тихвину.

О камешке ещё не забыть сказать. Немаленьком - длиной 2,5 метра, весом в девять тонн. Он приплыл к монастырским стенам на льдине весной 1820 года. Прибился к фундаменту храма с восточной стороны. Там как раз затеяли возводить Ильинский предел. Хотели было камешек-то в сторону убрать, а он обратно к будущему пределу катится. И что удивило: когда перевернули его - свежей зеленой травкой оказался покрыт он с нижней стороны. Это в начале-то апреля, когда из этих краев ещё зима не ушла.

Так и лежит с тех пор там, привлекая православных. Говорят, исполняет желания. Много тому примеров. Надо только верить.