Как скоростные поезда помогли погубить итальянскую Alitalia

Национальный авиаперевозчик Италии на этой неделе отправит свой последний рейс. По данным CNN, не последнюю роль в ликвидации компании сыграло развитие железных дорог страны.

Как скоростные поезда помогли погубить итальянскую Alitalia
© BFM.RU

Конец полувековой истории Alitalia, на самолетах которой летал по всему миру Папа Римский, приходится на 15 октября 2021 года. Как пишет CNN, корнем проблемы стала не пандемия или неэффективное управление, а акцент перевозчика на внутренних рейсах — сначала авиакомпанию начали поддавливать лоукостеры, а смертельный удар нанесла железная дорога. Основной деловой маршрут из Рима в Милан можно преодолеть за час на самолете, но это плюс путь до аэропорта, контроль, высадка и путь до города назначения, а можно за 2 часа 59 минут на поезде, который движется со скоростью до 360 километров в час. За последние 10 лет число пассажиров поездов на маршруте выросло в 3,5 раза, и теперь на железную дорогу приходится две трети трафика между столицей и вторым городом Италии. Наблюдается ли та же тенденция и на главных российских маршрутах? Говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев:

Олег Пантелеев исполнительный директор агентства «Авиапорт» «Если говорить о популярных линиях, таких как Москва — Санкт-Петербург, конкуренция с «Сапсаном» существует, она серьезная. Но авиакомпании до недавнего времени продолжали удерживать свои позиции. То обстоятельство, что линия Москва — Санкт-Петербург уступила первенство таким направлениям, как Москва — Сочи и Москва — Симферополь. Это в первую очередь связано с влиянием пандемии, когда люди отправляются по возможности прямыми рейсами. Ну и кроме того значительная часть стыковочных рейсов через Москву с пунктами назначениями в Европе — эти рейсы стали просто невозможны, неактуальны».

Развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения играет на руку планам ЕС и других стран по озеленению экономики. По оценкам Еврокомисии, средние выбросы парниковых газов на километр пути одного пассажира для поездов в два раза ниже показателя морского транспорта, в три раза ниже автобусного, в пять раз ниже легковых машин и в 5,5 раз авиации. Расчеты сделаны для европейского рынка — понятно, что на экологический отпечаток поездов влияет в том числе и тип электростанции, которая производит электричество — но цифры наглядные. Что противопоставит этому авиация? Фрагмент подкаста журнала Economist:

«По прогнозам банка UBS, развитие высокоскоростных железных дорог может обнулить рост авиаперевозок в Европе в период с 2018 по 2028 год. Однако поезд никогда не сможет превзойти самолет на дальних и межконтинентальных маршрутах, что подчеркивает необходимость качественного скачка в сторону «зеленой» авиации. Европейский Airbus планирует начать выпуск самолетов с нулевым углеродным следом к 2035 году. Компания представила три концепт-модели, в том числе футуристичный лайнер с комбинированной конструкцией крыла, который будет летать на водородном топливе. Boeing объявил, что к 2030 году выпустит самолет на биотопливе, что также позволит сократить углеродный отпечаток. Израильский стартап Eviation уже в будущем году планирует испытать коммерческий самолет на 8 пассажиров на электрической тяге. А компания ZeroAvia разрабатывает водородные ячейки, которые смогут питать электродвигатели самолетов».

В преддверии последнего рейса Alitalia в Италии прошли протесты работников компании. Новая авиакомпания ITA, которая попробует занять место главного перевозчика Аппенинского полуострова, готова взять на работу часть пилотов и стюардесс, но отнюдь не всех и совсем на другие зарплаты. Бренд Alitalia будет продан с молотка — в открытом тендере планирует принять участие в том числе и ITA.