Войти в почту

Ялтинский гид - петербургским туристам: «Вам тут не Россия!»

Съездить в Крым и заразиться русофобией? Удовольствие, признаться, сомнительное. Да и неожиданное, если помнить, что полуостров уже более семи лет, как вернулся в родную российскую гавань.

Ялтинский гид - петербургским туристам: «Вам тут не Россия!»
© Свободная пресса

Наша петербургская группа приехала в Тавриду в середине сентября. Тур по Южному берегу Крыма был загодя согласован и оплачен. Разместились в гостинице Гурзуфа, откуда выезжали на экскурсии. Места вокруг красивые, богатые на достопримечательности. Немало легенд сложено о них. В том же Гурзуфе, например, в море недалеко от побережья нельзя не заметить два устремленных ввысь скалистых островка, напоминающих готические замки. Это адалары, братья-близнецы, превращенные из-за своей жадности Царем пучин в камни.

Местные жители уверяют, что данные скалы многим приезжим не дают покоя. Иные пытаются добраться до них вплавь. Кто из чистого любопытства, кто корысти ради - в поисках сокровищ погибших близ адаларов кораблей. Но это к слову. В порядке обмена впечатлениями. Тем более, далеко не все гиды рассказывают эту историю…

Первая наша экскурсия была в Никитский ботанический сад. Своего рода визитка Южного берега Крыма (ЮБК): вся природа Тавриды представлена в нем на площади в 1100 га. Собрана уникальная коллекция растений. Для садоводов-любителей просто пир души! Да и не садоводам есть, чем полюбоваться.

Заехавшая за нами с утра пораньше гид Оксана, миловидная женщина лет сорока, торопила: раньше приедем - меньше будем стоять в очереди на вход! Мол, в бархатный сезон нельзя терять ни минуты, коль хочешь везде успеть. Мы, конечно, сразу забыли о завтраке и бегом в автобус. У входа в Никитский были за несколько минут до его открытия. Первыми! А вошли в сад почти час спустя. Не потому, что «очередь набежала», её вообще не было. Кроме нас в тот час подъехал еще только один автобус с туристами, и тот неполный.

Приезжих в тех местах, где мы побывали - Ялта, Гурзуф, Симеиз, Массандра, Алупка, Гаспра, Севастополь - оказалось в сентябре не так уж и много. Во всяком случае, того «столпотворения», «огромного наплыва отдыхающих», о котором говорила крымская власть, лично я не заметила. И пляжи, и кафе, и набережные были немноголюдны. К нашему немалому удовольствию (толчеи в Петербурге хватает) и большому огорчению местных турфирм, а также торговцев. Представители первых большей частью скучали в одиночестве в своих киосках по продаже экскурсионных билетов. Представители вторых, загодя, в ожидании «высокого сезона», каковым считается «бархатный» сентябрь, завысив цены на фрукты и овощи, в итоге вынуждены были отдавать быстро портящийся товар с немалой скидкой.

Задержка у Никитского случилась у нас из-за того, что гид что-то не учла, какие-то, кажется, бумаги заполнила некорректно. Но все компенсировала специалист ботанического сада, проведя отличную экскурсию. Разве что сократив её по просьбе Оксаны, сославшейся на нашу «большую насыщенную программу». Мол, как бы гости не устали, с непривычки-то.

Мы потом поехали в Ялту, там же, после познавательной полуторачасовой прогулки по знаменитой набережной, пообедали, где кто нашел подходящее для себя кафе. После чего заскочили в Ливадию, ускоренно осмотрев (снаружи) дворец с парком, и полные желания и сил и дальше «смотреть, слушать, впечатляться», досрочно вернулись… в гостиницу.

Подобный ялтинскому «трюк» провернула гид спустя пару дней и в поселке Гаспра, где «Ласточкино гнездо»:

«Зачем вам к «Ласточке» подниматься? - увещевала группу. - Тысяча двести ступенек в одну сторону. Тяжело же! Лучше я вам сейчас всё расскажу, фото покажу, и поедем в гостиницу. Договорились?».

Некоторые её послушались, потом очень жалели, узнав, что путь на скалу, нависающую над морем, удобен и занимает всего 15 минут…

Гид сопровождала нас в поездках несколько дней. Рассказывала об истории места, мимо которого едем, знаменитых людях, бывавших там. Рассказчик она, чувствовалось, знающий. Одно смущало: о чем бы ни говорила, все сводилось у неё в итоге к осуждению России. Прямо как у западенцев: «во всем виноваты русские».

Вещает, скажем, в Алупке о графе Воронцове, устроителе прекрасного парка, а также дворцового ансамбля и винного завода «Массандра» с известной на весь мир маркой. В обширном парке более 200 видов необычных для климата полуострова кустов, цветов и деревьев, оригинальная система прудов и водопадов, потайные гроты для уединений.

Спрашиваю у неё: многое ли изменилось с тех времен, когда все это создавалось? Год не уточняю, понятно же - первая половина Х1Х века.

- Парковая зона была когда-то 40 га, сейчас на порядок меньше», - отвечает. - В советское время от неё постоянно отрезали участки.

- Во времена СССР, насколько я помню, бережно относились к памятникам садово-парковой культуры.

- Может, где так и было, но не в Крыму! - категорична Оксана.

Там же, в Воронцовском, зашла речь о виноградниках. Часть из них только-только начала восстанавливаться (а дело это не быстрое) после горбачевской «антиалкогольной кампании», в ходе которой вырубались гектары редких сортов лозы, и 25-летнего украинского пофигизма.

- Да, много виноградных плантаций у нас пострадало. В том числе, от ваших руководителей. Ради своей дачи, например, вырубал их ваш Янукович.

- Вообще-то Янукович был президентом Украины, Оксана!

Ничего не ответила, лишь губы поджала…

Досталось от неё и действующим российским думцам. Они, оказывается, «оккупировали» Юсуповский дворец в Кореизе. Тот самый дворец, который вошел в историю тем, что в 1945-м во время Ялтинской конференции глав правительств США, Великобритании и СССР именно в нем размещалась отечественная делегация.

Ныне там, по словам гида, дом отдыха российских ВИПов. Из-за чего экскурсии туда возможны, только когда важных персон во дворце нет. «А они там всегда, - резким тоном замечает экскурсовод. - Вот и сейчас (в самый разгар думских выборов в стране? - Авт.) один ведь остановился, без семьи (называет фамилию лидера одной из фракций ГД РФ - Авт.). Пусти людей для осмотра - нет, не пускает!».

Ну ведь врет, но как искренно…

В другой раз возмутил её интерес нашей группы к вилле Софии Ротару в Ялте. Расположено это здание оригинальной архитектуры на набережной, аккурат за популярной у приезжих скульптурной группой «Чехов и дама с собачкой». «Villa Sofia» - частный элитный отель. Всероссийская (и всеукраинская, конечно) «хуторянка» получила его в дар от города (за символические 300 баксов). Последние пару лет отель закрыт.

- Говорили, будто вилла выставлена артисткой на продажу, это так? - поинтересовались мы у гида. Отреагировала она неожиданно резко:

- Вы только за этим сюда приехали?

Схожая реакция была и на вопрос о крымской квартире президента Зеленского. Недавно глава республики Сергей Аксенов обмолвился, что в отличие от иных местных жителей, гражданин Украины Зеленский аккуратно переводит «агрессору» коммунальные услуги за неё.

- Он бывает в российском Крыму, Оксана? – уточнила я.

- Крым не российский! И не украинский. Мы - крымчане, есть такой народ, сами по себе.

Вряд ли бы стоило так много внимания уделять этой даме с ее неприкрытой русофобией, прикрытой некоей автономностью, кстати, педагогу по образованию, если бы это не было распространенным явлением в Крыму. Чем больше они получают денег из российского бюджета – тем больше недовольны.

Кстати, она и сейчас работает с детьми в свободное, как я поняла, от проведения экскурсий время. Преподает им историю. Так сказать, и малым, и старым рассказывает, как страдают от «оккупантов» аборигены.

Подобных ей среди жителей полуострова хватает. Россиян они разве что терпят - ведь от нас, курортников и туристов, зависит во многом их собственное благосостояние.

Тут вопрос, в общем, даже не в них. А в той политике, проводниками которой является власти Тавриды. Похоже, ограниченной получением федеральных субсидий. Люди, их жизнь, образование, культура, их отношение к стране, частью которой являются, - кому до этого дело?

Мой добрый знакомый, проживший всё это лето в Крыму и хорошо знающий, как оно там на самом деле, а не из бодрых телерепортажей на Первом канале и телеканале «Россия», рассказывал мне, как, уезжая, разговорился на автовокзале с местным жителем, который вздыхал: «Когда, наконец, Москва возьмется за нас по-настоящему? А то ведь местные воруют жутко, растаскивая все поступающие деньги. А при случае точно предадут и даже не поморщатся при этом»…