Трем региональным российским авиакомпаниям - "Камчатскому авиационному предприятию", "Витязь-аэро" и "Аэросервису" — предписали улучшить меры безопасности полетов. "Требуется внести корректирующие решения в организационные структуры, в иерархию ответственности каждого подразделения авиапредприятия, участвующего в организации полетов. Кроме того, требуется постоянное и системное совершенствование руководящих принципов и процедур системы управления безопасности полетов", - следует из сообщения Росавиации по итогам совещания с авиакомпаниями, прошедшего 30 сентября 2021 года. С августа Росавиация проверяет 35 авиакомпаний. Как установили специалисты, в трех из них некачественно проводят осмотры самолетов перед вылетом, несвоевременно повышают квалификацию пилотов, а также нарушают условия содержания воздушных судов. Проверке в частности способствовали недавние происшествия. Так, 12 сентября 2021 года самолет L-410 компании "Аэросервис" совершил жесткую посадку в 4 км от пункта назначения. 4 человека, включая пилота воздушного судна, погибли. Еще 12 пострадали. Вероятные причины трагедии — ошибка пилотирования или отказ техники. За месяц до этого, 12 августа 2021 года, потерпел крушение вертолет МИ-8 с 16 пассажирами и членами экипажа на борту - он затонул в Курильском озере при посадке. 8 человек погибли. После этого Росавиация приостановила действие лицензии на коммерческие перевозки компании "Витязь-Аэро". Самая масштабная авиакатастрофа произошла в "Камчатском авиационном предприятии" - 6 июля 2021 года на Камчатке недалеко от аэропорта поселка Палана разбился пассажирский Ан-26. На борту находились 28 человек, все погибли. Самолет при снижении столкнулся со склоном горы. "Старые самолеты, запчастей нет" В России принята ретроактивная система реагирования на происшествия — изменения в отрасли происходит непосредственно после авиационного события, считает специалист в области безопасности полетов Алексей Власов. "Передовые страны работают в проактивной системе - не позволяют чему-то случиться. Хорошо, конечно, что провели такое совещание, но по факту ничего от этого не изменится. То есть непонятно конкретно, что нужно улучшить для безопасности полетов", - сказал он "Газете.Ru". Основная проблема небольших региональных авиакомпаний - недостаток финансирования, убежден Власов. В связи с этим не хватает средств на качественное обслуживание самолетов, а также наем высококвалифицированных пилотов. "В небольших региональных авиакомпаниях действует одно правило: чем меньше авиакомпания, тем больше проблем. Дело в том, что оборотные средства небольшие, соответственно, не хватает возможности выделять деньги на все, в том числе и на поддержание качественной системы безопасности полетов", - отметил эксперт. Есть и другая проблема- заводы не производят запчасти для старых судов, основное производство направлено на новые самолеты, добавил бывший пилот, специалист по безопасности полетов Александр Романов. "У нас летают старые самолеты почти в каждой небольшой региональной авиакомпании, запчастей нет. Тем временем летные составы регулярно находятся в состоянии хронического стресса и усталости, что приводит к ошибкам во время полета. У них нет баланса для пилотов между работой и отдыхом - минимальный отдых и максимальное рабочее время. Кроме того, зачастую руководство небольших авиакомпаний заставляет пилотов летать короткими, но не безопасными путями, чтобы сэкономить авиационный керосин", - сообщил он "Газете.Ru". "В корне менять структуру отрасли" Чтобы улучшить качество региональных авиаперевозок, нужно изменить подход к организации работы всей авиационной системы, подчеркнул Власов. "В частности, усилить контроль за отраслью со стороны государства, разработать понятные системы авиационной подготовки летчиков, техники - с точки зрения ее ремонта и эксплуатации. Необходимо контролировать авиационный персонал - с окончания учебного заведения и далее при отработке их навыков", - пояснил он. "Сам принцип управления гражданской авиацией в России совершенно неправильный, Нам не нужны эти многочисленные департаменты, структуры, а строго, как раньше — одно Министерство гражданской авиации. Нужно в корне менять структуру отрасли", - добавил Романов. Кроме того, необходимо восстановить сеть аэродромов по всей стране — после распада СССР на территории России их было больше 1300, а теперь насчитывается всего несколько сотен, сообщил эксперт. "Широкая сеть аэродромов - это первое, что необходимо для безопасности гражданской авиации, чтобы у пилота при внештатной ситуации была возможность сесть на ближайшем аэродроме", - заключил Романов.