Главархив Москвы рассказал, как в столице создавали воздушный флот в начале ХХ века

В начале XX века в столице активно занимались созданием летательных аппаратов, при этом жители жертвовали денежные средства на воздушный флот. Об этом сообщается на официальном сайте мэра Москвы со ссылкой на данные столичного Главархива.

Главархив Москвы рассказал, как в столице создавали воздушный флот в начале ХХ века
© Агентство «Москва»

«Тема воздухоплавания в России было такой популярной, что летательные аппараты разрабатывали и инженеры, и любители. А москвичи активно жертвовали на воздушный флот», - говорится в сообщении.

Отмечается, что в Главархиве Москвы сохранилось свидетельство о полете на воздушном шаре известного иллюзиониста Джозефа Пинетти. Полет состоялся в Москве в 1803 году и обошелся в 4 тыс. руб. - по тем временам это была очень большая сумма. Позднее, когда изобрели аэропланы, Московское общество содействия успехам опытных наук и их практических применений имени Христофора Леденцова получало множество просьб оказать финансовую помощь в их постройке. Общество не оставалось равнодушным и помогало изобретателям, а иногда субсидировало самых талантливых. Кто-то сам отправлял чертежи, кому-то требовались деньги для постройки аэропланов, а некоторые присылали даже фотографии готовых моделей.

Необходимость собственного воздушного флота в стране в начале XX века прекрасно понимали власти, поэтому было объявлено о сборе пожертвований на его создание. В Москве созданием летательных аппаратов занимался Московский организационный комитет по сбору пожертвований на воздушный флот. Для контроля за средствами московские власти заготовили специальные квитанционные книжки. Квитанции выдавали жертвователям, а их корешки в составе книжек затем возвращали в канцелярию московского генерал-губернатора, где уже подсчитывали собранные средства.

Как уточняется, москвичей, которые не жалели денег на воздушный флот, отмечали и поощряли. Так, мужчинам выдавали специальные нагрудные знаки, а для женщин были предусмотрены кулоны на цепочках. За взнос 500 руб. выдавался золотой знак, за 100 руб. - серебряный. За более мелкие пожертвования в размере 5 руб. можно было получить серебряный позолоченный жетон «Орел с самолетом и Андреевским флагом» для ношения на цепочке. Москвичи, сдавшие 3-4 руб., могли рассчитывать на серебряный позолоченный жетон «Самолет в венке».

«Москвичи принимали самое активное участие в сборе средств, благодаря чему создание отечественной авиации значительно ускорилось», - подчеркнули в материале.