Войти в почту

В России нехватка кадров в отелях и ресторанах достигла 50%

Представляя концепцию нацпроекта в ноябре прошлого года, глава Ростуризма Зарина Догузова отмечала, как важны кадры для отрасли, и высказывала предложения по финансированию их подготовки. Но нужны не только высокопрофессиональные менеджеры, но и обслуживающий персонал - горничные, повара, официанты. В пандемию отели и рестораны потеряли не менее 30% работников, говорит президент Общенационального союза гостеприимства Алексей Волков. "Все превращаются в универсалов. Теперь повар уже и мойщик посуды, и директор ресторана", - говорит он. В ближайшее время потребуется где-то найти около миллиона человек, только чтобы закрыть вакансии, и еще около 2,5 млн человек в ближайшие пять лет, указывает эксперт.

Кадровый голод в туриндустрии был и раньше, но в пандемию из отрасли ушло не менее 30% персонала

Дефицит обслуживающего персонала в туризме существовал всегда, пандемия коронавируса лишь обострила проблему. Многие ушли в торговлю, в курьеры, в строительную отрасль, кто-то вернулся на постоянное место жительства в соседние государства и остался там, отмечает президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров. Сказывается и демографическая яма. За последний год из жизни ушло много работавших в отрасли пенсионеров.

Особенно острый дефицит кадров ощущается на курортах. В условиях ограниченного выездного туризма вырос спрос на санатории в России, говорит президент Национальной курортной ассоциации Александр Разумов. Медперсонала хватает, но спрос на обслуживающий персонал колоссальный, добавляет Волков. Частично решить кадровый вопрос отельеры пытаются за счет аутсорсинга, но, например, клининговые компании не обеспечивают качества, отмечает профессор РЭУ им. Плеханова Елена Джанджугазова.

Несостоятельной оказывается сама экономическая модель, по которой развивается отрасль, считают эксперты. Низкая престижность работы дополняется отсутствием практико-ориентированного подхода в системе образования. К тому же в отрасли неконкурентноспособные зарплаты. "К примеру, маржинальность практически любого завода при правильном менеджменте может легко достигать 65%, гостиничной индустрии - 5%. Причина банально проста: в России система налогообложения линейная - что для нефтедобывающей промышленности, что для курортов", - говорит коммерческий директор управляющей компании "Группа отелей "Русские сезоны" Инна Рындина. Пока не будет решен вопрос с налогообложением, война за кадры между курортами и отелями будет жесточайшая. Как следствие, это всегда сказывается в том числе и на сервисе, отмечает она. Но и повышать зарплату персоналу отельеры не могут, так как это приведет к росту стоимости размещения и падению спроса, добавляет Бухаров.

Стоит обнулить страховые взносы, чтобы снизить нагрузку, связанную с содержанием персонала, субсидировать найм и обучение кадров, предлагают эксперты. Также бизнес ожидает введения нулевого НДС для отелей. Нужно менять и систему образования. "Курсы по индустрии гостеприимства сервису стоит вводить прямо в школе. Тогда дети будут понимать, что сначала могут стать официантом, потом директором ресторана, а затем и владельцем собственных ресторанов, и это престижно", - предлагает Волков. Необходимо расширять "крылья сезона", чтобы персонал был постоянно занят. Надеемся, что такие меры будут выполняться в рамках нацпроекта и в ближайшее время удастся закрыть дефицит кадров в отрасли, говорит он.