Цифровой двойник Приморья

Оценить турпоток и изучить предпочтения туристов, спрогнозировать нужное количество парков или развязок – Big Data может все. На Восточном экономическом форуме МТС представила цифровую геоаналитическую платформу «МТС.Регион», которая поможет органам государственной власти и бизнесу принимать эффективные управленческие решения на основе данных о численности, составе населения и туристических потоках. Как Big Data может изменить инфраструктуру городов, и зачем Приморью цифровая модель региона, корреспонденту делового еженедельника «Конкурент» рассказал коммерческий директор бизнес-рынка «МТС» Андрей Зименков.

Цифровой двойник Приморья
© Konkurent.ru

-Андрей, давайте для начала разберемся в терминологии. Расскажите простыми словами что такое – «цифровая модель региона»?

- Если максимально упростить, то цифровая модель региона – это портал, где пользователь может видеть в режиме реального времени тренды по поведению граждан конкретного региона. Где они живут, работают и проводят выходные, маршруты передвижения, на чём люди передвигаются (авто, общественный транспорт или пешком), куда и как часто путешествуют, какими приложениями на своём смартфоне пользуются, как часто выходят в интернет. Можно сказать, что это - «цифровой двойник» города. Использование этих данных помогает эффективно планировать развитие региона. Например, на основе больших данных можно объективно оценить пропускную способность дорог, нагрузку на общественный транспорт на разных участках и маршрутах.

- Владивосток уже много лет задыхается от пробок. И вроде бы строятся новые развязки и мосты, но проблема системно не решается. Так что для нас очень актуальна тема оптимизации транспортных потоков и маршрутов общественного транспорта. Big Data как-то может помочь в решении извечной проблемы городских пробок?

-Да, грамотная геоаналитика на основе больших данных может помочь. Более того, в ряде регионов уже есть успешный опыт. Портал позволяет очень точно и динамично оценить «маятниковую миграцию». То есть посмотреть откуда, куда, зачем, в какое время и как надолго перемещаются люди в регионе и городе. Исходя из этих данных можно усовершенствовать транспортные маршруты, количество общественного транспорта, периодичность его следования и так далее. К примеру, МТС участвовала в проектировании кольцевого диаметра Москвы. Используя свою разработку, мы выяснили, что количество пассажиров на кольцевых узлах в два раза больше, чем по официальной статистике. Исходя из полученных данных, администрация и власти смогли увеличить емкость этих узлов, чтобы пассажиропоток соответствовал действительности.

- Давайте обсудим не менее актуальную для Приморья сферу – туризм. Последние полтора года выдались непростыми, пандемийные меры лишили возможности выезда заграницу, и многие россияне отправились в путешествия по стране. Приморье минувшим летом ощутило большой наплыв внутренних туристов. Но готов ли регион к приему гостей? Ваша платформа может быть полезна Приморью в туристической области?

- Да, безусловно. Но для начала нужно понять, какие туристы посещают Приморье и с какой целью – то есть составить портрет туриста. Вроде бы очевидная вещь, однако в большинстве регионов власти не знают кто, зачем и каким транспортом к ним приезжает. Официальная статистика дает данные, сколько, к примеру, прибыло во Владивосток туристов самолетами, поездами, автобусами из других регионов. Но сколько путешественников добралось на своем транспорте из Хабаровска или Якутии — этого ведомство не знает, а ведь это огромный поток людей.

Big Data даст точную информацию, сколько гостей приезжает на автомобилях, где они останавливаются и сколько времени здесь проводят. Платформа позволяет распределить гостей даже по степени активности - экскурсии, пляжи или спокойный отдых. Есть разбивка и по доходам, ведь одна из целей внедрения цифрового продукта - увеличение туристического потенциала региона. Стоит отметить, что вся информация о людях обрабатывается в виде больших массивов данных и является обезличенной на всех этапах. Идентифицировать человека по ним нельзя. Метод позволяет составлять только тепловые карты перемещения потоков людей, их плотности, фильтровать их по социально-демографическим и поведенческим характеристикам, но это полностью обезличенные данные. На основе этой информации можно разработать стратегию повышения привлекательности региона, грамотно распределять бюджетные средства и стимулировать развитие инфраструктуры.

Создание цифровых моделей городов — один из ключевых трендов в области урбанистики. Уже сегодня платформу «МТС Регион» можно не только масштабировать по всей стране, но и углублять с помощью сервисов вне мобильных данных. Программное обеспечение позволяет собирать сведения с любых объектов интернета вещей, транспорта и видеокамер. МТС уже реализовала более 70 геоаналитических проектов в 36 регионах России.