Войти в почту

Калининградские туроператоры признались, что работать этим летом было психологически тяжело

Прошедший туристический сезон стал рекордным для Калининградской области. Отели были заполнены на 95-100%, турпоток оценивался в 2 млн приезжих. Председатель Ассоциации предприятий индустрии туризма Калининградской области (АПИТКО) и директора турфирмы «Юнона» Светлана Слепенок рассказала РБК Калининград, как это сказалось на работе туроператоров. «Рост, например, у тех, кто раньше занимался авиатурами, выездным автобусным туризмом, а теперь перешел на внутренний туризм. У туроператоров-монополистов по экскурсиям — спад. Увеличился сектор индивидуального туризма. У небольших компаний спад, они не могут обеспечить круглогодичную загрузку работой гидов-экскурсоводов. Детский туризм из-за ограничений сильно упал, делового почти нет», — рассказала эксперт. Многие туристы выбирали прибрежные города. По ссловам экспертов, большинство приезжали дней на пять, и за это время они больше хотели побыть на море. «Они предпочитают Янтарный, Куршскую косу, Балтийск. А восток выбирают те, кто приезжает сюда повторно. В Калининград ехало много людей, у которых отменились поездки, когда Турцию в апреле закрывали — это перенесенные заявки на российские направления», — сказал руководитель туроператора «Цвет» Илья Пилецкий. Те, кому были нужны экскурсии, ехали более охотно на восток региона. Большой наплыв туристов был, например, в Железнодорожном Правдинского округа. Представители турфирм связывают это, в первую очередь, с активным восстановлением поселка. К тому же из Калининграда до поселка в июле пустили рельсобус. «По моим наблюдениям, летом за час на площади высаживалось около 100 человек. Это, в том числе, и наши жители, которые никуда не выезжали и путешествовали по региону. И узнав, что у нас наводят красоту, поехали посмотреть, как возрождается тот поселок, который имеет очень большую средневековую историю. Это интересно», — уверена жительница Железнодорожного Наталья Казакова, руководитель Балтийской Ассоциации промышленного туризма. При этом участники рынка отмечают, что большой наплыв туристов не принес турфирмам рекордных доходов. На это повлияли коронавирусные ограничения. В экскурсионные автобусы пускали людей только с отрицательными ПЦР-тестами или сертификатами о вакцинации. Позже Роспотребнадзор разрешил проводить автобусные туры без документов — при заполняемости в 50% с вакцинированными водителем и гидом. «Ограничения очень по нам ударили. Сначала они вызвали очень большое негодование у туристов: почему в гостиницы селят всех без сертификатов и тестов, а на экскурсии они нужны. Спад произошел сильный — до 70-80%, но краткосрочный — стали приезжать туристы с тестами и сертификатами. Но все же из-за невысокой наполняемости автобусов и рентабельность низкая», — отмечает Слепенок. Из-за наплыва людей и проверки документов на менеджеров туркомпаний легла большая нагрузка, в том числе, психологическая. «Была проблема что мы не могли брать туристов без вакцины и ПЦР-тестов. Когда 1 июля ввели это, у нас резко продажи упали. Многие брали частных гидов или самостоятельно ходили. Туристов было очень много, а продаж нет. Вроде ты видишь: вот они люди, а денег нет», — рассказал Пилецкий. Представители турфирм признаются, что этим летом работать было психологически тяжело. «Были случаи, когда люди приходили и просто кричали. Они хамят, а потом пишут претензии что хамили менеджеры. Мы сейчас поставили во всех офисах камеры и предупреждаем людей, что ведется запись. Я рассматриваю такие претензии, и на видео менеджер ведет себя очень корректно. А люди на эмоциях обвиняют всех и вся», — поделилась Светлана Слепенок. По словам экспертов, у гостиниц в Калининградской области было беспрецедентное лето. Для них никаких ограничений не было и селились все. Осталась нерешенной проблема туалетов и парковок, но спасали кафе и рестораны. Большое число туристов спровоцировало и проблему нехватки квалифицированного персонала в отелях, ресторанах и турфирмах. Брать приходилось начинающих.