Авиабилеты за границу могут заметно подорожать

В России может быть создана единая национальная система взаиморасчетов авиакомпаний. Проработать соответствующие предложения госкорпорации «Ростех» профильным ведомствам поручил вице-премьер правительства РФ Андрей Белоусов, - сообщают «Ведомости» со ссылкой на имеющийся в их распоряжении документ.

Авиабилеты за границу могут заметно подорожать
© TourDom

Речь идёт о системе взаиморасчетов авиаперевозчиков и агентов, продающих билеты на их рейсы. Если покупка осуществляется не напрямую у авиакомпании, а у её агента, билетного агрегатора, турагента, то финансовые расчеты идут через посредника, за исключением случаев прямых расчетов агентов и авиакомпаний. На долю посредников, по оценкам экспертов, приходится не менее 70 - 80 %. На сегодня в России их два: отечественный – Система взаиморасчетов на воздушном транспорте (СВВТ), принадлежащая Транспортной клиринговой палате (ТКП) и иностранный – Billing and Settlement Plan (BSP), учрежденная Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA). Суть инициативы создания единой национальной системы взаиморасчетов авиакомпаний в том, чтобы организовать её работу на базе только СВВТ, фактически устранив с нашего рынка второго участника – BSP, - поясняют «Ведомости» со ссылкой на информированного эксперта. При этом, «Ростех» якобы является лишь лоббистом предложения, а бенефициаром – ТКП, в чью структуру входит СВВТ.

Как пояснил порталу TourDom.ru руководитель одного из агентств по продаже авиабилетов, крупнейшие российские авиакомпании пользуются обеими системами, - и СВВТ, и BSP, причем, большинство транзакций проводят через последнюю. Что касается иностранных авиаперевозчиков, то на BSP у них приходится едва ли ни 99 % расчетов по агентским продажам. «Сомневаюсь, что зарубежные авиакомпании согласятся с требованием работать только через СВВТ. Они могут попросту уйти с российского рынка, что неминуемо приведёт к резкому росту цен на авиабилеты из-за сокращения конкуренции», - делится опасениями специалист.

Руководитель другого билетного агентства обращает внимание на то, что в отличие от международной BSP, входящей в структуру IATA, российская СВВТ - это коммерческий проект. Транспортная клиринговая палата – владелец СВВТ, учреждалась в 90-ых годах, как исполнительный орган Минтранса. Но на сегодня, по данным «СПАРК-Интерфакс», 80 % её активов принадлежат семье экс-директора «Внуковских авиалиний» Татевоса Суринова и предпринимателю Сулейману Ибрагимову. Поэтому основные дивиденды от устранения BSP с нашего рынка получит не государство, а частные владельцы ТКП.

Наблюдатели отмечают, - идея передать СВВТ расчеты на рынке авиаперевозок появилась после того, как в последние год-два стали активно муссироваться слухи о возможном отключении России от системы международных межбанковских платежей SWIFT. У экспертов есть такая версия: утечки в СМИ о якобы разрабатываемых планах «изгнать» BSP из России могли быть организованы целенаправленно. За ними не стоит реальных намерений, это лишь намек западным «партнерам» – у нас есть чем ответить на возможное отключение от SWIFT. По факту же, отказ от работы через BSP обоюдо болезнен и для иностранных авиакомпаний, и для российских авиапассажиров.