Новости путешествий
Отдых в России
Личный опыт
Заграница
Лайфхаки
Путеводители

Талибам удалось поднять в воздух американский вертолет Black Hawk

Не дожидаясь истечения намеченного на 31 августа срока, последние американские военные покинули Афганистан. Международный аэропорт Кабула перешел под контроль . Хватит ли у новых хозяев страны умений и знаний, чтобы управлять доставшейся им в руки авиацией – как гражданской, так и военной? Кадры, на которых им удалось поднять в воздух американский вертолет Black Hawk стоимость в 6 миллионов долларов, наводят на двоякие мысли.

Видео дня

Фото: Кадр из видео

Последним американским военнослужащим, покинувшим Афганистан после 20 лет войны на вылетевшем из Кабула военно-транспортном самолета стал командующий 82-й воздушно-десантной дивизией генерал-майор Крис Донахью. И вскоре облаченные в американское снаряжение и обвешанные американским же оружием талибские спецназовцы из подразделений «Бадри 313» заняли аэропорт с оставшимися там вертолетами, самолетами и прочие транспортные средств. Правда, как сообщает Associated Press, использовавшиеся американцами летательные аппараты перед эвакуацией были выведены из строя.

Талибская пропаганда не теряла времени – уже во вторник утром высокопоставленные деятели «Талибана» (запрещенная в РФ террористическая организация), включая споуксмена группировки , собрались на взлетно-посадочной полосе кабульского аэропорта на праздничную пресс-конференцию.

Поздравившие жителей Афганистана с победой талибы, назвали уход американцев «уроком для других захватчиков и для будущих поколений». Но праздничные салюты и радостная пальба победителей в небо скоро смолкнут, настанут будни. И тогда новым властям придется думать над тем, как решать массу социальных и экономических проблем. Например, что делать с доставшейся им авиацией.

Тот же Забухилла Муджахид пообещал, что аэропорт Кабула в скором времени будет открыт для полетов гражданской авиации. Но заметил, что немалая часть технического оборудования в воздушной гавани афганской столицы оказалась повреждена, специалисты начали восстановительные работы. «Наша техкоманда будет проверять технические и логистические потребности аэропорта, — сказал представитель движения. – Если мы сможем все исправить самостоятельно, то нам не понадобится помощь».

Однако без помощи талибам явно не обойтись. Как заявлял ранее член политбюро «Талибана» Мухаммед Наим, новым властям Афганистана потребуется содействие в организации технической стороны работы аэропорта, тогда как вопросами безопасности талибы займутся сами. 

Еще до окончательного ухода американцев «Талибан» обратился к Анкаре с просьбой о технической помощи в эксплуатации международного аэропорта Кабула имени после вывода оттуда иностранных войск. Но талибы настаивают на том, чтобы и турецкие военные (а несколько сотен солдат остались там после эвакуации западных союзников по ) также полностью покинули аэропорт до 1 сентября.

Как пишет турецкое издание Daily Sabah, обремененный таким жестким условием запрос вернувшихся к власти талибов о помощи поставил Анкару перед трудным решением относительно того, соглашаться ли на такую опасную работу. Правительство президента Эрдогана в течение нескольких месяцев заявляло, что может сохранить турецкое присутствие в кабульском аэропорту, если потребуется. А после того, как талибы захватили контроль над страной, турки предложили техническую помощь и помощь в обеспечении безопасности в аэропорту. «Обеспечение безопасности работников без турецких вооруженных сил — рискованное дело», — говорят на условиях анонимности источники в Анкаре. Словом, пока не ясно, согласится ли Турция предоставить техническую помощь кабульского аэропорту, если ее военные не будут оставлены там для обеспечения безопасности.

Но как опция талибами может рассматриваться и обращение за техпомощью к специалистам из других стран. В первую очередь речь идет о Катаре. О том, что «Талибан» ведет переговоры на эту тему с Дохой, сообщал канал Al Jazeera.

Между тем Управление гражданской авиации США (FAA) запретило американским авиакомпаниям совершать полеты над большей частью Афганистана без особого предварительного разрешения, поскольку Соединенные Штаты больше не контролируют воздушное движение в кабульского аэропорту. Гражданским авиакомпаниям разрешено пользоваться для облетов одним высотным маршрутом рядом с восточной границей Афганистана.

Но это пока – а в принципе нельзя исключать и того, что все те же американцы могут тоже присоединиться к усилиям по «перезапуску» кабульского аэропорта. Во всяком случае, на днях в Вашингтоне заявляли, что Соединенные Штаты координируют свои действия с региональными партнерами, а также с «Талибаном» в отношении будущей эксплуатации аэропорта афганской столицы.

«Функционирующее государство, функционирующая экономика, правительство, которое имеет некоторое подобие отношений с остальным миром, нуждаются в функционирующем коммерческом аэропорте, - заявлял официальный представитель Госдепартамента Нед Прайс. – Мы ведем переговоры с талибами по этому поводу. Они недвусмысленно указали нам, что стремятся иметь действующий коммерческий аэропорт».

С учетом того, что мировое сообщество со сдержанной настороженностью, но без подчеркнутой враждебности относится к новому режиму Афганистана, есть основания полагать, что у талибов может получиться «перезапуск» кабульского аэропорта. Тем более, что десяток лет назад в Кабуле был открыт новый терминал для международных рейсов стоимостью 35 млн долларов, построенный при поддержке Японского агентства международного сотрудничества. Старый терминал отвели для внутренних полетов. Но, конечно, после последних недель масштабной эвакуации и недавних терактов аэропорт, ставший пристанищем тысяч отчаявшихся людей, нуждается в ремонтно-восстановительных работах.

В конце концов, даже во время своего первого правления во второй половине 1990-х годов «Талибан» имел в своем распоряжении – какой-никакой – воздушный флот. Правда, из-за последствий вооруженного конфликта и международных санкций национальный авиаперевозчик «Ариана» сократил свой парк самолетов до нескольких Ан-26, Як-40 и трех «Боингов-727», которые использовались главным образом на внутренних маршрутах. Международные полеты афганской авиакомпании ограничивались рейсами в ОАЭ и ограниченными грузовыми полетами в западные районы Китая. Но из-за санкций, предусмотренных резолюцией 1267 в ноябре 1999 г. зарубежные операции афганского авиаперевозчика были приостановлены.

К временам первого правления талибов относится и авиакатастрофа, случившаяся в 1998 году при заходе на посадку в аэропорт Кабула самолета компании Ariana «Боинг 727-200» – утверждалось, что причиной стали плохие погодные условия. Погибли все находившиеся на борту 45 человек. Воздушное судно, летевшее из Шарджи (ОАЭ), подозревали в то время в причастности к незаконным контрабандным операциям и деятельность исламистских боевиков. В ноябре 2001 года американское издание Los Angeles Times писало, этот рейс мог быть одним из нескольких, участвовавших в серии контрабандных перевозок оружия, денег, наркотиков и боевиков между Шарджей, Пакистаном и Афганистаном. А пилотами разбившегося самолета могли быть сами талибы.

Пока нынешние талибы, вернувшиеся к власти в Афганистане, строят планы на возрождение гражданской авиации, боевики движения, похоже, осваивают и некоторые новинки, относящиеся к военной авиатехнике.

В Интернете появилось видео, на котором, как утверждается, талибы совершают патрульный облет на вертолете Black Hawk стоимостью 6 миллионов долларов. На опубликованных на одном из талибских аккаунтов в Твиттере кадрах видно человека, который висит на тросе, спущенном с вертолета, летающим над Кандагаром. Заголовок гласит: «Наши ВВС! В это время вертолеты ВВС Исламского Эмирата летают над Кандагаром и патрулируют город». Некоторые комментаторы предполагают, что так талибы расправляются с неугодными.

Another landmark picture taking the world in a new era of terror. Taliban hang a person, presumed to be an American interpreter, from a U.S. Blackhawk helicopter. The left over US helicopters will now be used in #Afganistan like this. pic.twitter.com/8q6C5bo4IB — Sudhir Chaudhary (@sudhirchaudhary) August 31, 2021

А еще ранее появились кадры, на которых талибы испытывают трофейный Black Hawk на аэродроме, не поднимаясь, правда, в воздух. Что заставило наблюдателей задаться вопросом – а есть ли у талибов люди, умеющие управлять летающими аппаратами? Теперь же – после появления кадров с полетом «Черного ястреба» над Кандагаром – можно предположить, что летчики у «Талибана» так или иначе найдутся.

В конце концов, на сторону победителей вполне могут перейти военнослужащие армии прежнего режима – не все же летчики сбежали за рубеж, а жить как-то надо при любом начальстве. Как полагает эксперт Rand Corporation , «Талибан» попытается заставить бывших афганских пилотов летать на захваченных самолетах – в том числе и угрожая им самим и их семьям.

Опять-таки, во время первого правления талибов в их рядах были летчики ВВС, служившие ранее прежним властям. После захвата в 1990-х гг. власти в Афганистане талибами ВВС «исламского эмирата» имели на вооружении пять МиГ-21МФ и 10 истребителей-бомбардировщиков Су-22. К слову, один из талибских «МиГов» в 1995 году вынудил совершить посадку в районе Кандагара российский ИЛ-76, перевозивший груз для противников «Талибана» (пленение россиян, как известно, закончилось через год дерзким побегом на их же самолете).

Недавно советник по национальной безопасности признал, что у США нет «четкого представления» о том, сколько недостающего военного имущества стоимостью 83 миллиарда долларов могло попасть в Афганистане в руки противника. Как пишет , талибам могло достаться более 160 самолетов и вертолетов, в том числе четыре транспортных самолета C-130, 23 турбовинтовых штурмовика A-29 Super Tucano, 45 вертолетов UH-60 Black Hawk и 50 вертолетов MD530. Конгрессмен-республиканец США Джим Бэнкс с негодованием недавно сообщал, что у талибов сейчас «больше вертолетов Black Hawk, чем в 85 процентах стран мира».

Тем не менее, скептики все-таки считают, что мало получить в свое распоряжение воздушную технику – надо уметь пользоваться ею и обслуживать. А это будет сложно, полагает директор консультационной группы CNA и бывший советник вооруженных сил США в Афганистане доктор Джонатан Шроден. Большинство доставшихся талибам самолетов обслуживались частными американскими подрядчиками, которые начали покидать Афганистан уже несколько месяцев назад.

Уника новости 31.08.2021 13:56 — дата и время публикации

Как сообщает МК