Новости путешествий
Отдых в России
Личный опыт
Заграница
Лайфхаки
Путеводители

Как авиация борется с птицами и предотвращает их столкновения с самолетами

подготовил новые правила по борьбе аэропортов с птицами, однако эксперты посчитали их нечеткими и избыточными.

Опасность для самолетов: как авиация борется с птицами
Фото: depositphotos.comdepositphotos.com

«Если мы посмотрим документы ИКАО, то все положения идут под лейблом "максимальное снижение угрозы столкновения", поскольку никто никогда не сможет дать 100-процентной гарантии, что столкновения не будет», — подчеркивает исполнительный директор Международной ассоциации аэропортов (МАА) Сергей Никотин.

Видео дня

Спорным пунктом новых правил также называют положение о выявлении и контроле мест скопления птиц: на ближайших к аэропорту свалках, птицефабриках и животноводческих фермах. Ответственность за ликвидацию таких источников, как подчеркивают в МАА, должны разделить правоохранители и местные власти.

Кроме того, недоумение также вызывает идея отпугивания птиц беспилотниками.

«Новое требование вызывает риски попадания беспилотных аппаратов в самолет, саморазрушения или отказа систем, что может повлечь за собой большие финансовые потери», —такие опасения высказывают в одном из аэропортов Краснодарского края.

При этом персонал аэродромной службы может применять средства биоакустического воздействия: «крики тревоги и опасности». Во время наблюдений сотрудникам придется установить не только маршруты и места концентрации птиц, но и характер поведения: «гнездятся, кормятся, отдыхают или ночуют».

Представители аэропортов опасаются, что нечеткие требования грозят операторам увеличением числа проверок.

«Сейчас у нас идет четыре суда с надзорными органами. Когда придется фиксировать каждое гнездо в радиусе 15 км, аэропорты утонут в штрафах»,— считает , директор аэропорта Старый Оскол (с 2019 года обслуживает только чартеры)

Специалист считает наиболее эффективным способом устранения птиц отстрел. Этот метод назван проекте, но применение оружия на приаэродромной территории потребует поправок к законам.

Эксперты считают, что все новые правила и меры требуют сложных организационных мероприятий и могут стать ля аэропортов обременительными.

История вопроса

С 2017 года, по данным Росавиации, число столкновений самолетов с птицами стабильно растет и превышает 1 тыс. случаев в год. Только за первые семь месяцев 2021 года произошло уже почти 600 столкновений. Наиболее резонансной стала аварийная посадка Airbus A321 «» под Жуковским в августе 2019 года.

Тогда воздушное судно попало в стаю чаек. Птицы врезались в двигатели, которые один за другим вышли из строя. Пилоты Дамир Юсупов и Георгий Мурзин посадили самолет с неработающими двигателями в кукурузное поле и спасли жизни 233 человек.

Это сразу же сравнили с "чудом на Гудзоне" — 10 лет назад в Нью-Йорке пилоты US Airways Чесли Салленбергер и Джеффри Скайлз совершили приводнение на Гудзон после того, как в двигатели А320 попали птиц. Эта посадка оказалась чудом, и все, кто был на борту, выжили.

Птицы мешали самолетам с момента зарождения авиации, но способа решить эту проблему до сих пор нет. На разных этапах производители двигателей и самолетов, авиакомпании и аэропорты лишь снижают вероятность столкновений или серьезность последствий.

При столкновении с птицей опаснее всего становится отключение двигателя. И если с одним двигателем, судно еще может долететь до аэропорта, запросив экстренную посадку, то если отключатся сразу два двигателя, садиться нужно немедленно.

Интересно, что перед запуском судна в эксплуатацию, его двигатели проходят "проверку птицами". Так, в двигатель запускаются живые птицы (куры, чайки, гуси). При испытаниях двигатель от удара птицы должен не загореться и не взорваться, и, как минимум, остаться на месте.

"Сейчас для отпугивания птиц используют несколько видов оборудования: пропановые пушки (за счет газа они издают хлопки, которые слышны на расстоянии до одного километра), биоакустические установки (имитируют тревожные крики разных видов птиц, предупреждающие об опасности) и акустические установки, имитирующие звуки выстрелов.

В ход идут и простые технические средства: зеркальные шары с глазами хищных птиц, имитации хищных птиц, блестящие ленты, пугала. В арсенале противоприсадочные сети и шипы – они не позволяют птицам садиться в пределах аэродрома. Шипы также крепят на зданиях и сооружениях аэропорта. Во на летном поле установлены ловушки для ворон и голубей, против хищных птиц используют телеметрическое оборудование и датчики слежения.", — пишут в публикации Московского института Карнеги.

Однако птицы быстро адаптируются к приемам отпугивания, поэтому их нужно регулярно менять.

«К шуму самолетов они привыкают довольно быстро Мы неоднократно находили гнезда в трех метрах от взлетно-посадочной полосы. Кратковременное повышение уровня шума от движущихся самолетов не оказывает на птиц никакого действия Всегда находится пара видов птиц, которые игнорируют эти шумы, адаптируются к ним и спокойно используют эту территорию для успешного размножения», — рассказывал «Медузе» руководитель отраслевой группы авиационной орнитологии .

Статистика показывает, что столкновения птиц и самолетов не уменьшаются, а идеального средства против этого все нет.