Крепость-курорт у «кислого колодца»: как обустраивали  русский Баден-Баден

Новая стратегия пространственного развития Кисловодска до 2030 года предполагает привлечение 53,6 миллиардов рублей, из которых около 30% будут вложены частными инвесторами, в том числе на принципах государственно-частного партнерства. Ожидается, что масштабная реконструкция и новое строительство курортно-рекреационной и транспортной инфраструктуры в ближайшие десять лет позволят превратить Кисловодск в многопрофильный туристический центр международного уровня с потоком гостей свыше 700 тыс. в год, что почти вдвое больше текущего объема.

Крепость-курорт у «кислого колодца»: как обустраивали  русский Баден-Баден
© Главгосэкспертиза России

Мастер-план развития курорта на «кислых водах» разработан корпорацией ДОМ.РФ, администрацией Кисловодска совместно со специалистами КБ Стрелка и впервые представлен в июле 2020 года. В стратегии также была учтена большая часть из 550 идей, которые удалось собрать с помощью краудсорсинговой платформы чего-хочет-кисловодск.рф. «В стратегию заложены важные факторы раскрытия огромного потенциала города, он достоин стать курортом мирового уровня», — отметил Денис Филиппов, заместитель гендиректора ДОМ.РФ и глава Фонда единого института развития в жилищной сфере. Он также подчеркнул, что здесь будет сохранено историческое наследие, при том, что на территории Кисловодска выявлено порядка 800 археологических памятников, датируемых периодами с V–IV тыс. до н.э. и вплоть до конца XVIII века. Многие из артефактов говорят о том, что целебные свойства местных нарзанных источников были издревле известны местным народам.

Долина «нарзанов», или источники богатырской силы

Кисловодск - самый крупный на Кавказских Минеральных Водах и первый из российских бальнеологических курортов, который в 1803 году начали обустраивать с нуля по личному распоряжению и под контролем императора Александра I, с привлечением лучших столичных медиков и архитекторов. Это также первый отечественный курорт, изначально создававшийся по принципу комплексного развития территории и по архитектурно-градостроительным канонам старейших западноевропейских здравниц - прежде всего, Баден-Бадена и Карлсбада, традиционно самых посещаемых русской интеллигенцией и аристократической знатью для лечения «на водах».

Рескрипт, или высочайшее повеление императора «О признании государственного значения Кавказских Минеральных Вод и необходимости их устройства» был адресован наместнику Кавказа князю Цицианову и подписан 24 апреля (6 мая) 1803 года. Этот документ принято считать отправной точкой истории Кисловодска и в целом региона Кавказских Минеральных Вод. Из рескрипта Александра I князю Павлу Дмитриевичу Цицианову: «Министр внутренних дел доставит вам заключение, в Государственной Медицинской Коллегии сделанныя, о действии Кавказских минеральных источников по свидетельству врачей, посланных к их испытанию и описанию. Из них вы усмотрите и предположения ея к устроению нужных при сих источниках заведений. <…> Сделав надлежащее к тому местные соображения и составив смету работ, вы доставите ко Мне исчисление потребной на то суммы для назначения отпуска ея из казначейства <...>».

Строительство курорта начиналось с закладки летом 1803 года военной крепости вблизи «кислого колодца», с тем чтобы обеспечить безопасные условия для отдыхающих. Там же началось устройство купален. До выхода высочайшего повеления императора минеральными водами лечились преимущественно военные русского корпуса на Кавказе, а палаточные лагеря – «шалаши» - разбивали прямо у целебных ключей.

Кстати, название кисловодского источника Нарзан, открытого русскими военными медиками в одном из персидских походов при Петре I и достаточно хорошо изученного к концу XVIII века, местные предания связывают с древним кавказским народом нарты – «богатыри». Они исцелялись водой от недугов и обретали могучую силу, всякий раз одолевая своих противников. «И нарекли люди источник «нарт-сано» – богатырский напиток, или напиток богатырей-нартов», - говорит одна из легенд. Тюркоязычные народы, позднее населявшие горную долину в районе современного Кисловодска, называли местный родник «аче-су» – «кислая вода», что и определило в итоге русское название города-курорта. Хотя в разное время были инициативы все же заменить его на древнекавказское «нарзан». Например, с такой идеей выступил в 1835 году один из друзей Пушкина писатель Яков Сабуров, который предлагал переименовать Кисловодск в «Нарзанополис» или «Нарзанград», сообщают местные краеведы.

Ключевое строение

Вплоть до 1925 года Нарзан был единственным минеральным источником в Кисловодске. По итогам изучения водоносных горизонтов на территории курорта открыли еще семь, близких по химико-физическим свойствам и определяемых общим понятием «кисловодские нарзаны». А исторический нарзанный родник - тот самый «кислый колодец», давший начало курорту - сегодня находится под стеклянным куполом внутри Нарзанной галереи, одного из главных архитектурных памятников Кисловодска. Синеватая на вид углекислая вода в каменной чаше своим происхождением и уникальными свойствами, по мнению ученых, обязана появлению Эльбруса, равно как и других несостоявшихся вулканов Большой Кавказской гряды.

Строительство каменного серо-желтого здания Нарзанной галереи в стиле английской готики было начато в 1848 году по проекту Самуила Ивановича Уптона (1814-1874). Потомственный английский архитектор, академик Императорской Академии художеств стал одним из первых создателей архитектурного облика Кисловодска наряду с братьями Джузеппе и Джованни Бернардацци, Николаем Львовым и другими выдающимися зодчими. В разные годы они были вызваны из Петербурга для обустройства региона Кавказских Минеральных Вод как первого общедоступного отечественного курорта на водах. По качеству лечебно-оздоровительной и пространственной инфраструктуры он не мог уступать, а в идеале и вовсе должен был стать более выгодной альтернативой старинным термальным курортам Европы и таким образом переманить большую часть их постоянных русскоязычных пациентов на источники Северного Кавказа. К слову, уже в первой половине XIX века для увеличения постоянного населения курортных городов Кавказских Минеральных Вод правительство Российской империи решило на пять лет освобождать переселенцев от налогов. Общий контроль над развитием курортов был возложен на Строительную комиссию, учрежденную генералом Алексеем Петровичем Ермоловым, управляющим гражданскими делами и командующим русским корпусом на Кавказе с 1816 по 1827 год.

При Ермолове курортное строительство и благоустройство велось наиболее интенсивно и впервые приобрело черты комплексного градостроительного плана - в отличие от точечной застройки после выхода рескрипта Александра I. Дело в том, что реализацию императорского распоряжения об обустройстве Кавказских Минеральных Вод фактически в самом начале прервала эпидемия чумы, охватившая регион с 1804 по 1812 год. К тому же после войны с Наполеоном казенных средств еще долго не хватало на новые масштабные проекты. Таким образом, генерал Ермолов стал первым из наместников Кавказа, кому удалось добиться от правительства выделения крупной суммы - 550 тысяч рублей - на развитие курортов. В том числе это позволило Ермолову пригласить из Петербурга опытных зодчих - братьев Бернардацци, занятых на то время строительством Исаакиевского собора.

Все приглашенные на Кавказ зодчие решали свои задачи в тесном сотрудничестве с медиками и инженерами, при этом следуя уже наработанным европейским технологиям устройства купален, бюветов и тщательно выверенной организации общественного пространства вокруг источников. Так, например, традиция строить протяженные крытые галереи над источниками была обусловлена не столько эстетическими, сколько прежде всего медицинскими предписаниями отдыхающим. Минеральную воду для лучшего усвоения рекомендовано было пить небольшими дозами и с промежутками по времени, которые заполнялись общением и прогулками вдоль бюветов. А чтобы прописанные таким образом водные процедуры были комфортными в любую погоду и при любой жаре, у источников ставили легкие каркасные павильоны, обшитые холстом или досками. Со временем их сменяли капитальные строения - как правило, изысканных форм и разнообразных архитектурных стилей.

Именно такую трансформацию пережила и Нарзанная галерея, размещенная у входа в Кисловодский парк. В 1826 году по указанию Строительной комиссии братья Бернардацци возвели над источниками две временных галереи, крытых парусиной. Каждая из галерей, протяженностью 10 м, была развернута открытой стороной к Нарзану. Архитекторы также подготовили проект каменного сооружения с классической колоннадой, но в итоге уже при новом наместнике князе Воронцове на месте временного павильона Бернардацци было сооружено капитальное строение, спроектированное Уптоном в виде средневекового рыцарского замка.

По своей форме периметр Нарзанной галереи напоминает гигантский ключ. Таким образом архитектор, урожденный англичанин, изящно обыграл на главном здании водного курорта многозначные тонкости русского языка, где «ключ» - это еще и в буквальном смысле «питьевой источник».

Фото: kmvinform.ru, fotokto.ru, badgeonline.ru